Актуальні новини:


вівторок, 16 серпня 2011 р.

Демократизация бухгалтерского учета: переход на МСФО обязательный и добровольный

Вялотекущий процесс внедрения международных стандартов решено активизировать на законодательном уровне путем установления обязанности для определенной группы субъектов хозяйствования и разрешения другим предприятиям составлять финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Об этих новациях наш дальнейший разговор.

Документы статьи
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон № 3024 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины о регулировании деятельности банков» от 15.02.2011 г. № 3024-VI.

Закон № 3332 — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 12.05.2011 г. № 3332-VI.

Закон № 3480 — Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» от 23.02.2006 г. № 3480-IV.

Инструкция № 480 — Инструкция о порядке составления и обнародования финансовой отчетности банков Украины, утвержденная постановлением Правления НБУ от 27.12.2007 г. № 480.

Упоминание о международных стандартах присутствовало в Законе о бухучете изначально. Так, ст. 1 данного Закона под национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета подразумевает нормативно-правовой акт, утвержденный Министерством финансов Украины, который определяет принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, не противоречащие международным стандартам.

Вместе с тем до недавнего времени расшифровки понятия «международные стандарты» Закон о бухучете не содержал. Закон № 3332, разработанный в целях реализации Стратегии применения международных стандартов финансовой отчетности в Украине, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 24.10.2007 г. № 911-р, исправил такое положение вещей, дополнив ст. 1 Закона о бухучете абзацем четырнадцатым следующего содержания: «международные стандарты финансовой отчетности (далее — международные стандарты) — принятые Советом по международным стандартам бухгалтерского учета документы, которыми определен порядок составления финансовой отчетности».

Здесь сразу уточним, что международные стандарты финансовой отчетности (далее — МСФО) включают в себя:

— Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS);

— Международные стандарты бухгалтерского учета (IAS);

— Интерпретации, разработанные Комитетом по интерпретации международных стандартов финансовой отчетности (IFRIC) или ранее действовавшим Постоянным Комитетом по интерпретации (SIC).

Заметьте: исходя из значения термина «национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета» всего лишь определенные в нем принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности не должны противоречить МСФО. С принятием же Закона № 3332 МСФО становятся не просто базой для разработки национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета. Начиная с 1 января 2012 года они будут обязательны к непосредственному применению целым рядом отечественных субъектов хозяйствования, а также могут быть использованы при подготовке финансовой отчетности всеми остальными.

Порядок применения МСФО для составления финансовой отчетности урегулирован ст. 121, которая дополнит Закон о бухучете и будет действовать с названной выше даты. Там же очерчен круг субъектов хозяйствования, для которых применение МСФО является обязанностью.

Кто будет отчитываться по МСФО

Перечень субъектов хозяйствования, которые должны будут составлять финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность, полностью применяя МСФО, обозначен ч. 2 ст. 121 Закона о бухучете. Это, в частности:

— публичные акционерные общества (далее — ПАО);

— банки;

— страховщики;

— предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Как видим, ст. 121 Закона о бухучете в первую очередь обязывает применять МСФО участников финансового рынка, которые с 1 января будущего года будут составлять финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность непосредственно по МСФО, то есть по правилам, понятным иностранным инвесторам и партнерам. При этом часть перечисленных субъектов уже на данный момент полностью или частично применяют МСФО при подготовке своей финансовой отчетности.

Если говорить о банках, то по нормам изложенной Законом № 3024 в новой редакции ч. 1 ст. 68 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III банки организуют бухгалтерский учет «согласно внутренней учетной политике, разработанной на основании правил, установленных Национальным банком Украины в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета». В свою очередь, ст. 41 Закона Украины «О Национальном банке Украины» от 20.05.99 г. № 679-XIV гласит, что НБУ устанавливает обязательные для банковской системы стандарты и правила ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, соответствующие требованиям законов Украины и МСФО. Аналогичную норму с 17.06.2011 г. содержит и ч. 3 ст. 6 Закона о бухучете. При этом Инструкция № 480 разработана НБУ уже в соответствии с требованиями МСФО. Поэтому для банков составление финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности с применением МСФО не является новшеством.

Что касается ПАО, то на сегодняшний день для них необходимость дополнительно раскрывать информацию о своей деятельности на основе международных стандартов бухгалтерского учета в порядке, установленном Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (далее — ГКЦБФР), предписывает ч. 6 ст. 40 Закона № 3480. В свою очередь, ГКЦБФР решением от 30.11.2010 г. № 1780 утвердила Порядок раскрытия информации о деятельности публичных акционерных обществ на основе международных стандартов финансовой отчетности.

В отношении последней из названных категорий лиц, которые обязаны будут применять МСФО для составления финансовой отчетности, надо заметить, что, как указано в самом Законе № 3332, их перечень следует ожидать от КМУ. Какие предприятия туда попадут, остается лишь догадываться. Вполне вероятно, что в такой перечень будут включены финансовые учреждения, перечисленные в п.п. 4 п. 1 Закона № 3332, но прямо не названные среди тех, которые обязаны составлять финансовую отчетность по МСФО.

Все остальные предприятия, кроме указанных в ч. 2 ст. 121 Закона о бухучете, могут самостоятельно определять целесообразность использования МСФО в целях подготовки финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности. Это прямо прописано в ч. 3 ст. 121 Закона о бухучете. Хотя нельзя не отметить, что ч. 5 ст. 8 Закона о бухучете и сегодня разрешает предприятиям самостоятельно определять целесообразность применения МСФО (кроме случаев, когда обязательность применения международных стандартов установлена законодательством).

Пожалуй, не преминут воспользоваться разрешительной нормой в виде добровольного применения МСФО предприятия, среди собственников которых значатся нерезиденты. Ведь тогда им не придется одновременно составлять финансовую отчетность в двух форматах (отдельно согласно национальным П(С)БУ — для отечественных пользователей, отдельно по МСФО — для зарубежных инвесторов), а достаточно будет сделать это, оперевшись исключительно на МСФО.

Предприятиям, применяющим МСФО для составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности, нужно будет проинформировать об этом специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области статистики. Согласно Указу Президента Украины от 06.04.2011 г. № 396/2011 на данный момент таковым является Государственная служба статистики Украины. Порядок такого информирования должен быть определен КМУ (ч. 4 ст. 121 Закона о бухучете).

Обратите внимание: по требованиям ч. 5 ст. 121 Закона о бухучете такую подготовленную по МСФО финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность предприятиям представлять необходимо будет в установленном Законом о бухучете порядке.

Нелишним здесь будет напомнить, что согласно ч. 1 ст. 14 Закона о бухучете предприятия обязаны подавать квартальную и годовую финансовую отчетность органам, к сфере управления которых они относятся, трудовым коллективам по их требованию, собственникам (учредителям) в соответствии с учредительными документами, если иное не предусмотрено данным Законом. Органам исполнительной власти и другим пользователям (в частности, органам статистики, налоговым органам и госрегистратору) финансовая отчетность подается в соответствии с законодательством. Срок представления финансовой отчетности устанавливается для предприятий КМУ, а для банков — НБУ. При этом Порядком представления финансовой отчетности, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419, установлено, что квартальная финансовая отчетность подается не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годовая — не позднее 9 февраля следующего за отчетным года.

По правилам п. 46.2 НКУ плательщики налога на прибыль (кроме малых предприятий) представляют органам государственной налоговой службы квартальную или годовую финансовую отчетность вместе с соответствующей налоговой декларацией в порядке и сроки, предусмотренные для подачи декларации по налогу на прибыль. Малые предприятия — плательщики налога на прибыль подают налоговым органам лишь годовую финансовую отчетность вместе с годовой налоговой декларацией в порядке, предусмотренном для ее представления.

Одновременно с этим предприятия (за исключением бюджетных учреждений) обязаны подавать либо направлять заказным письмом государственному регистратору по местонахождению регистрационного дела финансовую отчетность о хозяйственной деятельности (в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах) не позднее 1 июня года, следующего за отчетным периодом (ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете).

Первый отчетный период для применения МСФО

Исходя из положений п. 2 Закона № 3332 этот Закон вступает в силу со дня опубликования, кроме пп. 3 и 4 п. 1, действующих с 1 января 2012 года. В то же время предельным сроком подачи годовой финансовой отчетности, как уже упоминалось, является 9 февраля года, следующего за отчетным (для финансовой отчетности за 2011 год — это 09.02.2012 г.). Таким образом, финансовая отчетность за 2011 год будет подаваться уже в условиях действия ст. 121 Закона о бухучете. При таких обстоятельствах не совсем понятно, с какого именно отчетного периода (за 2011 либо же 2012 год) финансовую отчетность нужно/можно составлять с применением МСФО. Безусловно, такая неоднозначность требует дополнительных разъяснений со стороны Минфина.

Однако сделанное выше замечание недействительно для ПАО, которые обязаны дополнительно раскрывать информацию о своей деятельности на основе международных стандартов бухгалтерского учета, начиная с отчета за 2011 год.

Нюансы раскрытия информации о деятельности ПАО на основе международных стандартов финансовой отчетности ГКЦБФР разъяснила в Информационном письме, одобренном решением от 31.03.2011 г. № 378. В частности, ГКЦБФР отметила, что в соответствии с МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» (который является обязательным для применения всеми предприятиями, впервые составляющими финансовую отчетность в соответствии с МСФО, и содержит четкий алгоритм подготовки такой отчетности) в финансовой отчетности приводится сопоставимая информация за предыдущий период. С этой целью необходимо пересчитать остатки на счетах за предыдущий год на начало года, за который подается такая информация. А это значит, что, впервые составляя отчетность по МСФО за 2011 год, ПАО ретроспективно должны пересчитать остатки на 01.01.2010 г. Озвученную позицию ГКЦБФР подтвердила в более позднем письме от 27.05.2011 г. № 13/02/9587. Кроме того, в письме от 06.06.2011 г. № 13/02/10164 ГКЦБФР подчеркнула, что требование о дополнительном раскрытии информации о деятельности на основе МСФО распространяется на все ПАО без исключения.

В состав информации о деятельности ПАО обязательно включается годовая финансовая отчетность (полный комплект финансовых отчетов) общества, составленная по МСФО. По желанию общества дополнительно может раскрываться промежуточная финансовая отчетность, составленная по МСФО.

Вместе с тем в отношении ПАО присутствует неопределенность в вопросе необходимости составления ими финансовой отчетности за 2011 год еще и в соответствии с национальными П(С)БУ. Ведь, с одной стороны, нормативные акты однозначно обязывают такие общества составлять финансовую отчетность за 2011 год на основе МСФО, а, с другой стороны, делать это они должны «дополнительно» (ч. 6 ст. 40 Закона № 3480). Поэтому вполне возможно, что ПАО за 2011 год придется подготовить финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность в двух форматах: национальном и международном. Все в этом вопросе будет зависеть от позиции Минфина. Остается надеяться, что она будет взвешенной.

Банки — ПАО раскрывают информацию о своей деятельности на основе МСФО, в соответствии с Инструкцией № 480, с учетом требований решения ГКЦБФР от 31.11.2010 г. № 1780.

Сроки обнародования годовой финотчетности

Кроме прочего, со следующего года будет изложена в новой редакции ч. 4 ст. 14 Закона о бухучете, которой предусматривается обязательное обнародование годовой финансовой отчетности и годовой консолидированной финансовой отчетности:

— публичными акционерными обществами;

— предприятиями — эмитентами ипотечных облигаций, ипотечных сертификатов, облигаций предприятий и сертификатов фондов операций с недвижимостью;

— профессиональными участниками фондового рынка;

— банками;

— страховщиками;

— другими финансовыми учреждениями.

Обнародовать годовую финансовую отчетность перечисленным субъектам хозяйствования необходимо будет вместе с аудиторским заключением не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, путем размещения на собственной веб-странице с опубликованием в периодических или непериодических изданиях.

Напомним, что по ныне действующим правилам лица, названные в ч. 4 ст. 14 Закона о бухучете (заметьте: их состав несколько отличается от вышеприведенного), годовую финансовую отчетность и консолидированную отчетность обязаны публиковать в периодических изданиях или распространять в виде отдельных печатных изданий в срок до 1 июня года, следующего за отчетным.

Подчеркнем также, что касательно ПАО информацию об их деятельности на основе МСФО по предписаниям решения ГКЦБФР от 30.11.2010 г. № 1780 надо раскрывать путем размещения на собственной веб-странице в сети Интернет и в общедоступной информационной базе данных ГКЦБФР. На этом акцентировалось внимание в упоминавшемся ранее решении от 31.03.2011 г. № 378.

Какие МСФО применять для составления финотчетности

По выдвигаемым ч. 1 ст. 121 Закона о бухучете требованиям МСФО для составления финансовой отчетности подлежат применению только в том случае, когда «они не противоречат данному Закону и официально обнародованы на веб-сайте Министерства финансов Украины». Между тем не секрет, что на официальном сайте Минфина (www.minfin.gov.ua/control/publish/article/main?art_id=92410&cat_id=92408) выложен неактуализированный текст (изданный Советом по Международным стандартам бухгалтерского учета с изменениями по состоянию на 1 января 2009 года) МСФО, которые, как известно, постоянно совершенствуются и изменяются. Поэтому перед предприятиями, обязанными или самостоятельно решившими применять МСФО, в повседневной практике наверняка возникнет дилемма: каким вариантом МСФО руководствоваться при составлении финансовой отчетности — устаревшей редакцией, размещенной на сайте Минфина, или же последней пересмотренной их версией, дабы действительно обеспечить сопоставимость их финансовой отчетности с отчетами иностранных компаний? Непонятно также, из каких источников предприятия должны узнать о соответствии МСФО Закону о бухучете? На эти вопросы, к сожалению, ответов на сегодняшний день нет.

На наш взгляд, если Минфин не обновит редакции МСФО и будет настаивать на руководстве тем их вариантом, который опубликован на его официальном сайте, предприятиям-«добровольцам» нет никакого смысла составлять на их базе свою финансовую отчетность. Поскольку для того чтобы получить финансовую отчетность, на самом деле составленную по МСФО, им придется заниматься трансформацией данных отчетности, подготовленной по устаревшей версии МСФО, или же параллельно вести учет финансово-хозяйственных операций в соответствии с предписаниями действующих МСФО.

В общем, лучше сразу готовить качественную финансовую отчетность на базе МСФО, что, между прочим, заинтересованные предприятия и так делали, не дожидаясь законодательного установления требования об этом.

Татьяна ВОЙТЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

По материалам: НИБУ

Похожие материалы:

Немає коментарів :