Украина возвращается в 90-е годы. По свидетельствам десятков предпринимателей, в течение последних нескольких месяцев в стране развернута активная кампания по отбору собственности в пользу провластных групп влияния. Инструментами такого передела, а в ряде случаев и конечными бенефициарами отбираемого бизнеса являются силовые органы. Если еще год назад жаждущие чужой собственности представители власти прикрывали свои аппетиты законами, полностью подмяв под себя контроль над судебной системой и сделав служителей Фемиды послушными исполнителями своих желаний, то сейчас в ход идут уже подзабытые, но куда более эффективные рэкетирские методы. И если новое руководство силовых органов не возьмется в самое ближайшее время за искоренение из своих ведомств рэкетиров в погонах, в стране окончательно победит "закон джунглей".
Конец эры интеллекта
Последние пять-шесть лет перераспределение собственности, скромно прикрываемое вполне благозвучным термином "слияния и поглощения", как правило, вписывалось в рамки действующего правового поля. Для этого использовались несколько обкатанных схем, ключевую роль в которых играли суды. Один из самых распространенных методов насильственной смены собственника выглядел следующим образом: мелкий акционер, владеющий мизерным пакетом акций компании, зачастую в сотые доли процента, под любым предлогом оспаривал действия мажоритариев и в качестве обеспечения своего иска добивался судебного запрета на проведение общих собраний или других действий, позволявших осуществлять оперативное управление предприятием. В этот период заинтересованные лица проводили "альтернативные" собрания акционеров, на которых назначалось новое руководство компании. И такие собрания, опять-таки через суд, могли признаваться легитимными. Силовики, как правило, подключались к процессу лишь на завершающем этапе, когда рейдеры, вооружившись судебными решениями, в сопровождении молодых людей крепкого телосложения приходили на предприятие менять руководство. Правоохранительные органы (как правило, должным образом мотивированные) лишь обеспечивали правопорядок на месте события. Однако все используемые схемы были подкреплены официальными документами (их происхождение - другой вопрос), а их разработка и применение требовали немалых интеллектуальных ресурсов юристов, консультантов и пиар-специалистов.
Но последние несколько месяцев методы интеллектуального передела собственности утратили свою популярность. В ряды захватчиков предприятий влились представители органов власти, которые имеют куда более действенные инструменты для проведения сделок по "слиянию" и "поглощению". Этим инструментом стали силовые органы на местах (прокуратура, МВД, СБУ, налоговая), чьи сотрудники теперь вместо выполнения своих прямых должностных обязанностей занимаются изъятием дани у бизнесменов. Безотказным способом заставить собственника отдать свой бизнес за гроши или вообще отказаться от него в пользу "просящего" стали уголовные дела, возбуждаемые против него, членов его семьи или менеджеров его предприятия. Возбуждение дела, как правило, сопровождается изъятием учредительных и финансовых документов, временным или долгосрочным задержанием менеджеров или владельцев бизнеса. Это парализует работу предприятия, делая его собственников более сговорчивыми. "Жертва" лишается возможности покинуть страну, постоянно пребывая под контролем силовых органов. Дальше на предпринимателей выходят "нужные люди", готовые за вознаграждение "решить вопрос" - поспособствовать закрытию уголовного дела, возврату документов, обеспечению дальнейшего иммунитета от вмешательств. По большому счету, такой подход уже вряд ли можно назвать рейдерством. Такие методы больше напоминают рэкет середины 1990-х.
Проблема уже приобрела такие масштабы, что о ней всерьез говорят иностранные дипломаты. "Здесь могут быстро забрать бизнес. Здесь достаточно опасно, и все это признают", - говорит об условиях работы предпринимателей в нашей стране директор Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер. "Те компании, которые имеют близкие связи с властью, используют определенные органы власти - правоохранительные и судебные, чтобы осуществлять давление на своих конкурентов. За последние шесть месяцев я слышал достаточно ужасных историй, из которых можно сделать вывод: рейдерство - это большая угроза экономическому развитию Украины", - считает посол Великобритании в Украине Ли Тернер.
"Реальный" сектор
Поскольку основным методом "работы" власти с бизнесом являются уголовные дела, то, как правило, исполнителями "заказов" по перераспределению собственности являются силовые структуры, то есть представители ведомств, способных эти дела возбуждать. Ключевыми фигурантами в этих ситуациях предприниматели называют прокуратуру, управление МВД по борьбе с экономическими преступлениями, управление МВД по борьбе с организованной преступностью, региональные офисы СБУ и налоговой службы. Они могут действовать как по поручению местного руководства (губернатора или его заместителей, мэра города, депутатов местных советов), так и по собственной инициативе (по указке местного силового начальника). Предприниматели, которые пострадали от такого рода визитов, утверждают, что силовики часто получают право "поработать" с более мелким бизнесом "в награду" за результативное "сотрудничество" с более крупным "клиентом".
Требования силовиков, приходящих на предприятие, стандартны: это либо ежемесячная плата за право продолжать работать дальше, либо доля в бизнесе, дающая возможность получить полный контроль над оперативным управлением фирмой, либо переход бизнеса под крыло нового собственника. При этом рента, которую рэкетиры требуют лишь за одно право осуществлять предпринимательскую деятельность, как правило, настолько высока, что просто непосильна для бизнеса. И владельцам зачастую проще отдать его целиком, нежели выполнять кабальные условия.
Наибольшей популярностью пользуется схема введения в состав учредителей предприятия родственника или доверенного лица "нападающего". Что связано с нежеланием многих представителей нынешней провластной элиты, стоящих за чиновничьим рейдерством, вникать в бизнес-процессы. "Источником их сегодняшнего благосостояния всегда были уголовные схемы, а не выстроенный с нуля или хотя бы приватизированный бизнес. Они не понимают, как работает компания в принципе, им важно получать большую часть дохода, который заработали другие. Поэтому они предпочитают оставить менеджмент, но запугиваниями и уголовными делами заставить его работать на новых хозяев", - отмечает владелец одного из пострадавших от такого рейдерского захвата предприятий.
Именно поэтому особенностью нынешнего перераспределения собственности является отсутствие какой-либо системы при "сборе" долей в предприятиях конечными "бенефициарами". Силовики и их патроны во власти не выстраивают системный работающий бизнес, к примеру, агрохолдинги или сети гостиниц. Им интересны любые активы, которые генерируют доход, желательно быстрый, с которого можно поживиться. Скорее всего, именно из-за неприятия европейских методов ведения бизнеса, группа во власти, "курирующая" силовое направление, держится особняком от одного из финансовых партнеров Партии регионов - Рината Ахметова. Единственная структура, на которую обращают внимание пострадавшие предприниматели, - это внутрицеховое распределение территорий между самими силовиками: как правило, если компанию "отрабатывает" налоговая служба, на ее "территорию" другие ведомства не покушаются. Исключением являются совместные операции по обработке крупных клиентов.
Еще одной причиной нынешнего усиления давления на бизнес являются продолжающиеся кризисные процессы в экономике. Основной мишенью для представителей силовых ведомств на местах стал мелкий и средний бизнес, больше других страдающий от псевдодерегуляции, нового Налогового кодекса, таможенных "правил" и других "упрощений" от "команды профессионалов". Именно из-за ухудшения собственного положения эта категория предпринимателей неспособна обеспечить постоянно возрастающих аппетитов чиновников. Те же, в свою очередь, желают сохранить былой уровень своего благосостояния.
Кто не спрятался?
На сегодняшний день вырисовываются несколько основных тенденций во взаимоотношениях бизнеса и власти, особенно силовых органов. Во-первых, во многих регионах представители силовых структур выходят из-под контроля центра. Свои вотчины у них были уже давно, и понимание того, какой бизнес на самом деле стоит отчуждать, выстраивалось годами. Наверх ими, как правило, передаются только разовый платеж за должность и рента за "отрабатывание" территории. Глядя на то, как эффективно и динамично перераспределяют собственность руководители государства, силовики желают расширить и собственные полномочия. Во-вторых, отчуждение бизнеса либо обездоливание происходят не только в оппозиционных регионах, но и в "сине-белых" по своему электоральному наполнению восточных и южных областях. Давление там даже сильнее, поскольку оно часто не вызывает сопротивления - "своим" громко разглашать свои проблемы не принято, да и привлекательных для рейдерских атак предприятий в этих регионах куда больше.
В-третьих, в бизнес-среде нарастают протестные настроения. Не сдавшиеся предприниматели будут активно обращаться в суды с исками о защите своих прав, предавать публичности и огласке все прецеденты. Скорее всего, будут подключаться иностранные инвесторы, которых также задевают "инициативы" властей.
Как в сложившейся ситуации ведет себя руководство силовых ведомств? Недавно в МВД и налоговой службе произошли ротации. У новых руководителей этих силовых ведомств есть возможность взять под контроль ситуацию в регионах, зачистив ряды от чересчур зарвавшихся рэкетиров. Если этого не сделать, то нарастающие протестные настроения в предпринимательской среде рано или поздно выльются в остановку атакуемых предприятий. Массовые акции протеста оставшегося без работы персонала и представителей мелкого бизнеса увеличат социальную напряженность в опорных с электоральной точки зрения областях Партии регионов. Что окончательно обвалит ее рейтинги перед предстоящими выборами. И даже нынешние 20-21% голосов избирателей, которые дают партии власти социологи, покажутся для Виктора Януковича сотоварищи пределом мечтаний. Поэтому сейчас и Банковая должна включить в перечень приоритетов нового руководства силовых ведомств очищение их рядов от зарвавшихся коррупционеров. Если, конечно, все это не происходит по молчаливому благословению или согласию высшего руководства государства.
Основные варианты "требований", которые выдвигают бизнесу рэкетиры в погонах
Рента
Уплачивается ежемесячно либо в процентах от прибыли, либо в фиксированных суммах. Ее размер определяется на пределе финансовых возможностей предприятия. Уплата ренты не гарантирует отсутствия проверок или закрытия уголовных дел против хозяев бизнеса. Это лишь своего рода "абонплата" за право обратиться к "смотрящему" для решения проблемы. Сама проблема может быть решена за отдельный разовый взнос в зависимости от ее сложности. Обычно с предложением о "сотрудничестве" выходят силовики, ранее сотрудничавшие с предпринимателями на разовой основе. Для начала "работы" искусственно создается проблема, которая становится поводом для перехода на "абонентское обслуживание".
Доля без управления
В структуру собственников предприятия вводится доверенное лицо рэкетира. Это может быть как родственник, так и наемный менеджер. Предприятие отчисляет новому совладельцу процент от прибыли, однако на управленческие решения он влияния не оказывает, поскольку интерес новых "хозяев" состоит именно в получении доли в прибыли. Преимуществом такого способа обездоливания предприятия является упрощение процедур прохождения проверок, получения разрешительных документов. Кроме того, наличие доли силовика в предприятии обезопасит такую компанию от притязаний ведомства, к которому имеет отношение новый хозяин.
Полная смена собственников
Как правило, начинается с предложения выкупа бизнеса: владельцу может быть предложено продать свою компанию в 2–10 раз дешевле ее рыночной стоимости. В некоторых случаях бизнес вынужденно отдают даром или за символические деньги. Даются гарантии личной временной неприкосновенности после выхода из бизнеса. Этот вариант наиболее редкий, поскольку рэкетиры не владеют даже элементарными принципами организации бизнес-процессов.
Похожие материалы:
Конец эры интеллекта
Последние пять-шесть лет перераспределение собственности, скромно прикрываемое вполне благозвучным термином "слияния и поглощения", как правило, вписывалось в рамки действующего правового поля. Для этого использовались несколько обкатанных схем, ключевую роль в которых играли суды. Один из самых распространенных методов насильственной смены собственника выглядел следующим образом: мелкий акционер, владеющий мизерным пакетом акций компании, зачастую в сотые доли процента, под любым предлогом оспаривал действия мажоритариев и в качестве обеспечения своего иска добивался судебного запрета на проведение общих собраний или других действий, позволявших осуществлять оперативное управление предприятием. В этот период заинтересованные лица проводили "альтернативные" собрания акционеров, на которых назначалось новое руководство компании. И такие собрания, опять-таки через суд, могли признаваться легитимными. Силовики, как правило, подключались к процессу лишь на завершающем этапе, когда рейдеры, вооружившись судебными решениями, в сопровождении молодых людей крепкого телосложения приходили на предприятие менять руководство. Правоохранительные органы (как правило, должным образом мотивированные) лишь обеспечивали правопорядок на месте события. Однако все используемые схемы были подкреплены официальными документами (их происхождение - другой вопрос), а их разработка и применение требовали немалых интеллектуальных ресурсов юристов, консультантов и пиар-специалистов.
Но последние несколько месяцев методы интеллектуального передела собственности утратили свою популярность. В ряды захватчиков предприятий влились представители органов власти, которые имеют куда более действенные инструменты для проведения сделок по "слиянию" и "поглощению". Этим инструментом стали силовые органы на местах (прокуратура, МВД, СБУ, налоговая), чьи сотрудники теперь вместо выполнения своих прямых должностных обязанностей занимаются изъятием дани у бизнесменов. Безотказным способом заставить собственника отдать свой бизнес за гроши или вообще отказаться от него в пользу "просящего" стали уголовные дела, возбуждаемые против него, членов его семьи или менеджеров его предприятия. Возбуждение дела, как правило, сопровождается изъятием учредительных и финансовых документов, временным или долгосрочным задержанием менеджеров или владельцев бизнеса. Это парализует работу предприятия, делая его собственников более сговорчивыми. "Жертва" лишается возможности покинуть страну, постоянно пребывая под контролем силовых органов. Дальше на предпринимателей выходят "нужные люди", готовые за вознаграждение "решить вопрос" - поспособствовать закрытию уголовного дела, возврату документов, обеспечению дальнейшего иммунитета от вмешательств. По большому счету, такой подход уже вряд ли можно назвать рейдерством. Такие методы больше напоминают рэкет середины 1990-х.
Проблема уже приобрела такие масштабы, что о ней всерьез говорят иностранные дипломаты. "Здесь могут быстро забрать бизнес. Здесь достаточно опасно, и все это признают", - говорит об условиях работы предпринимателей в нашей стране директор Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер. "Те компании, которые имеют близкие связи с властью, используют определенные органы власти - правоохранительные и судебные, чтобы осуществлять давление на своих конкурентов. За последние шесть месяцев я слышал достаточно ужасных историй, из которых можно сделать вывод: рейдерство - это большая угроза экономическому развитию Украины", - считает посол Великобритании в Украине Ли Тернер.
"Реальный" сектор
Поскольку основным методом "работы" власти с бизнесом являются уголовные дела, то, как правило, исполнителями "заказов" по перераспределению собственности являются силовые структуры, то есть представители ведомств, способных эти дела возбуждать. Ключевыми фигурантами в этих ситуациях предприниматели называют прокуратуру, управление МВД по борьбе с экономическими преступлениями, управление МВД по борьбе с организованной преступностью, региональные офисы СБУ и налоговой службы. Они могут действовать как по поручению местного руководства (губернатора или его заместителей, мэра города, депутатов местных советов), так и по собственной инициативе (по указке местного силового начальника). Предприниматели, которые пострадали от такого рода визитов, утверждают, что силовики часто получают право "поработать" с более мелким бизнесом "в награду" за результативное "сотрудничество" с более крупным "клиентом".
Требования силовиков, приходящих на предприятие, стандартны: это либо ежемесячная плата за право продолжать работать дальше, либо доля в бизнесе, дающая возможность получить полный контроль над оперативным управлением фирмой, либо переход бизнеса под крыло нового собственника. При этом рента, которую рэкетиры требуют лишь за одно право осуществлять предпринимательскую деятельность, как правило, настолько высока, что просто непосильна для бизнеса. И владельцам зачастую проще отдать его целиком, нежели выполнять кабальные условия.
Наибольшей популярностью пользуется схема введения в состав учредителей предприятия родственника или доверенного лица "нападающего". Что связано с нежеланием многих представителей нынешней провластной элиты, стоящих за чиновничьим рейдерством, вникать в бизнес-процессы. "Источником их сегодняшнего благосостояния всегда были уголовные схемы, а не выстроенный с нуля или хотя бы приватизированный бизнес. Они не понимают, как работает компания в принципе, им важно получать большую часть дохода, который заработали другие. Поэтому они предпочитают оставить менеджмент, но запугиваниями и уголовными делами заставить его работать на новых хозяев", - отмечает владелец одного из пострадавших от такого рейдерского захвата предприятий.
Именно поэтому особенностью нынешнего перераспределения собственности является отсутствие какой-либо системы при "сборе" долей в предприятиях конечными "бенефициарами". Силовики и их патроны во власти не выстраивают системный работающий бизнес, к примеру, агрохолдинги или сети гостиниц. Им интересны любые активы, которые генерируют доход, желательно быстрый, с которого можно поживиться. Скорее всего, именно из-за неприятия европейских методов ведения бизнеса, группа во власти, "курирующая" силовое направление, держится особняком от одного из финансовых партнеров Партии регионов - Рината Ахметова. Единственная структура, на которую обращают внимание пострадавшие предприниматели, - это внутрицеховое распределение территорий между самими силовиками: как правило, если компанию "отрабатывает" налоговая служба, на ее "территорию" другие ведомства не покушаются. Исключением являются совместные операции по обработке крупных клиентов.
Еще одной причиной нынешнего усиления давления на бизнес являются продолжающиеся кризисные процессы в экономике. Основной мишенью для представителей силовых ведомств на местах стал мелкий и средний бизнес, больше других страдающий от псевдодерегуляции, нового Налогового кодекса, таможенных "правил" и других "упрощений" от "команды профессионалов". Именно из-за ухудшения собственного положения эта категория предпринимателей неспособна обеспечить постоянно возрастающих аппетитов чиновников. Те же, в свою очередь, желают сохранить былой уровень своего благосостояния.
Кто не спрятался?
На сегодняшний день вырисовываются несколько основных тенденций во взаимоотношениях бизнеса и власти, особенно силовых органов. Во-первых, во многих регионах представители силовых структур выходят из-под контроля центра. Свои вотчины у них были уже давно, и понимание того, какой бизнес на самом деле стоит отчуждать, выстраивалось годами. Наверх ими, как правило, передаются только разовый платеж за должность и рента за "отрабатывание" территории. Глядя на то, как эффективно и динамично перераспределяют собственность руководители государства, силовики желают расширить и собственные полномочия. Во-вторых, отчуждение бизнеса либо обездоливание происходят не только в оппозиционных регионах, но и в "сине-белых" по своему электоральному наполнению восточных и южных областях. Давление там даже сильнее, поскольку оно часто не вызывает сопротивления - "своим" громко разглашать свои проблемы не принято, да и привлекательных для рейдерских атак предприятий в этих регионах куда больше.
В-третьих, в бизнес-среде нарастают протестные настроения. Не сдавшиеся предприниматели будут активно обращаться в суды с исками о защите своих прав, предавать публичности и огласке все прецеденты. Скорее всего, будут подключаться иностранные инвесторы, которых также задевают "инициативы" властей.
Как в сложившейся ситуации ведет себя руководство силовых ведомств? Недавно в МВД и налоговой службе произошли ротации. У новых руководителей этих силовых ведомств есть возможность взять под контроль ситуацию в регионах, зачистив ряды от чересчур зарвавшихся рэкетиров. Если этого не сделать, то нарастающие протестные настроения в предпринимательской среде рано или поздно выльются в остановку атакуемых предприятий. Массовые акции протеста оставшегося без работы персонала и представителей мелкого бизнеса увеличат социальную напряженность в опорных с электоральной точки зрения областях Партии регионов. Что окончательно обвалит ее рейтинги перед предстоящими выборами. И даже нынешние 20-21% голосов избирателей, которые дают партии власти социологи, покажутся для Виктора Януковича сотоварищи пределом мечтаний. Поэтому сейчас и Банковая должна включить в перечень приоритетов нового руководства силовых ведомств очищение их рядов от зарвавшихся коррупционеров. Если, конечно, все это не происходит по молчаливому благословению или согласию высшего руководства государства.
Основные варианты "требований", которые выдвигают бизнесу рэкетиры в погонах
Рента
Уплачивается ежемесячно либо в процентах от прибыли, либо в фиксированных суммах. Ее размер определяется на пределе финансовых возможностей предприятия. Уплата ренты не гарантирует отсутствия проверок или закрытия уголовных дел против хозяев бизнеса. Это лишь своего рода "абонплата" за право обратиться к "смотрящему" для решения проблемы. Сама проблема может быть решена за отдельный разовый взнос в зависимости от ее сложности. Обычно с предложением о "сотрудничестве" выходят силовики, ранее сотрудничавшие с предпринимателями на разовой основе. Для начала "работы" искусственно создается проблема, которая становится поводом для перехода на "абонентское обслуживание".
Доля без управления
В структуру собственников предприятия вводится доверенное лицо рэкетира. Это может быть как родственник, так и наемный менеджер. Предприятие отчисляет новому совладельцу процент от прибыли, однако на управленческие решения он влияния не оказывает, поскольку интерес новых "хозяев" состоит именно в получении доли в прибыли. Преимуществом такого способа обездоливания предприятия является упрощение процедур прохождения проверок, получения разрешительных документов. Кроме того, наличие доли силовика в предприятии обезопасит такую компанию от притязаний ведомства, к которому имеет отношение новый хозяин.
Полная смена собственников
Как правило, начинается с предложения выкупа бизнеса: владельцу может быть предложено продать свою компанию в 2–10 раз дешевле ее рыночной стоимости. В некоторых случаях бизнес вынужденно отдают даром или за символические деньги. Даются гарантии личной временной неприкосновенности после выхода из бизнеса. Этот вариант наиболее редкий, поскольку рэкетиры не владеют даже элементарными принципами организации бизнес-процессов.
Алексей Грибановский, Алексей Набожняк, Ярема Городчук
По материалам Деловая Столица
Немає коментарів :
Дописати коментар