Актуальні новини:


пʼятниця, 19 серпня 2011 р.

Как трудовая инспекция проверяет и за что штрафует предпринимателей-работодателей

Если предприниматель использует наемный труд, то его может проверить Государственная инспекция Украины по вопросам труда. Такое право последней предоставлено Положением о Государственной инспекции Украины по вопросам труда, утвержденным Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 386/2011.

В письме от 15.06.2011 г. № 216/0/6/46-11 (далее — Письмо № 216) Гоструда поведал о том,что будут проверять и кто будет нести ответственность за допущенные нарушения.

Итак, в процессе проверок государственные инспекторы труда проверяют на предмет соблюдения требований законодательства о труде, в частности:
- правильность начисления и своевременность выплаты заработной платы;
- внесение записи в трудовую книжку работника о приеме и увольнении его с работы;
- обеспечение надлежащих условий труда и т. д.

В Письме № 216 затронут вопрос ответственности за невыполнение законных требований государственного инспектора труда в отношении устранения выявленных нарушений во время проведения проверки. Остановимся на этом моменте подробно. Так, Гоструда, считает, что ФЛП несет ответственность за нарушение требований ст. 1886 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП) (см. ниже).

Извлечение из КоАП публикуется на языке оригинала
Стаття 1886. Невиконання законних вимог посадових осіб органів спеціально уповноваженого органу виконавчої влади з державного нагляду за додержанням законодавства про працю або створення перешкод для діяльності цих органів
Невиконання законних вимог посадових осіб органів спеціально уповноваженого органу виконавчої влади з державного нагляду за додержанням законодавства про працю щодо усунення порушень законодавства про працю та загальнообов’язкове державне соціальне страхування або створення перешкод для діяльності цих органів —
тягне за собою накладення штрафу на посадових осіб від п’ятдесяти до ста неоподатковуваних мінімумів доходів громадян.

Такой вывод инспекцией Гоструда сделан на основании того, что ФЛП, по ее мнению, могут использовать организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочия лично или уполномочить на их осуществление другое лицо. И в случае, если ФЛП лично осуществляет указанные выше функции, он и является тем служебным лицом,уполномоченным на организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, которое обязано в процессе их осуществления соблюдать требования законодательства о труде. Гоструда считает, что за невыполнение законных требований государственного инспектора труда в отношении устранения выявленных нарушений ФЛП несет ответственность согласно приведенной ст. 1886 КоАП.
Однако, как мы уже неоднократно писали, ФЛП не является должностным лицом. А именно к такому применяется административная ответственность согласно ст. 1886 КоАП. Кроме того, совсем недавно мы публиковали письмо Госагентства земресурсов от 08.06.2011 г. № 8584/17/8-11 (газета «Консультант частного предпринимателя» № 13 за 2011 год), где также было сказано, что ФЛП не является должностным лицом. Напомним, что понятие должностного лица приведено в ч. 2 ст. 2 Закона Украины «О государственной службе в Украине» от 16.12.93 г. № 3723-XII (далее — Закон № 3723).
Итак, должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций. А в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 3723 должность — это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.
Кроме того, ФЛП не является и служебный лицом (письмо МВД Украины от 15.04.2011 г. № 12/1-929), так как служебные лица согласно примечаниям к ст. 364 Уголовного кодекса Украины — это лица, которые постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимают постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо исполняют такие обязанности по специальным полномочиям. А это в свою очередь означает, что ФЛП нельзя привлечь к ответственности (уголовной и административной), распространяемой на служебных лиц. Более подробно об этом — см. № 11 газеты за 2011 год.
Публикуется на языке оригинала

ДЕРЖАВНА ІНСПЕКЦІЯ УКРАЇНИ З ПИТАНЬ ПРАЦІ 
ЛИСТ від 15.06.2011 р. № 216/0/6/46-11
<…>

Таким чином, враховуючи специфіку провадження господарської діяльності фізичними особами — підприємцями, зазначені суб’єкти господарських відносин можуть використовувати організаційно-розпорядчі або адміністративно-господарські повноваження особисто або уповноважити на їх здійснення іншу особу.
У разі якщо фізична особа — підприємець особисто здійснює зазначені вище функції, то воно і є тим службовою особою, уповноваженою на здійснення організаційно-розпорядчих чи адміністративно-господарських функцій, яка зобов’язана в процесі їх здійснення дотримуватися вимог законодавства про працю. А в разі невиконання законних вимог державного інспектора праці щодо усунення виявлених порушень несе відповідальність за порушення вимог статті 1886 КпАП.
Заступник Голови Державної інспекції України з питань праці В. Іванчак


Похожие материалы:

Немає коментарів :