Актуальні новини:


середу, 1 червня 2011 р.

Как выплачивать зарплату и платить с нее налоги в 2011 году


01.01.2011 года вступил в силу Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» № 2464-VI от 08.07.2010, который кардинально изменил систему государственного пенсионного и социального страхования в Украине.В связи с этим, в новом году, расчет заработной платы производится по-новому. Многие бухгалтеры ищут информацию о том, как правильно рассчитать заработную плату и произвести удержания и начисления. Проанализировав ответы многих специалистов на этот вопрос, предлагаю вниманию
наших посетителей и уважаемых читателей, разъяснения которое по моему оказалось наиболее понятное и практически доступно изложенное.

Сколько раз в месяц необходимо выплачивать заработную плату?

Некоторые предприятия выплачивают заработную плату своим рабочим один раз в месяц. Некоторые предприятия, соблюдающие законодательствооб оплате труда , выплачивают заработную плату два раза в месяц. Заработная плата состоит из двух частей: заработной платы за первую половину месяца (так называемый «аванс») и за вторую половину месяца (непосредственно заработная плата).
Необходимость выплаты заработной платы два раза в месяц обусловлена ​​требованиями статьи 115 Кодекса законов о труде Украины и статьей 24 Закона Украины «Об оплате труда» № 108/95-ВР от 24.03.1995, согласно которым:
  • заработная плата выплачивается работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные коллективным договором или нормативным актом работодателя <...>, но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий шестнадцати календарных дней, и не позднее семи дней после окончания периода, за который осуществляется выплата;
  • размер заработной платы за первую половину месяца определяется коллективным договором или нормативным актом работодателя <...>, но не менее оплаты за фактически отработанное время из расчета тарифной ставки (должностного оклада) работника.
Министерство труда и социальной политики в своем Письме № 912/13/155-10 от 09.12.2010 разъясняет, что заработная плата, за первую половину месяца (15 календарных дней) должно выплачиваться в период с 16 по 22 число, а за вторую - с 1 по 7 число.
Следовательно, те предприятия, которые выплачивают заработную платуодин раз в месяц нарушают законодательство об оплате труда.

Какие начисления и отчисления нужно делать?

С нового 2011 расчет удержаний из заработной платы и начислений на фонд оплаты труда очень и очень упростился. Ведь вместо взносов в Пенсионный фонд и фонды социального страхования, теперь существует один - единый социальный взнос .
Следовательно, работодатель, с нового 2011 года, должен удерживать из заработной платы работников сумму единого социального взноса , который составляет 3,6% от суммы начисленной заработной платы (п.7 ч.1 ст.8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование »№ 2464-VI от 08.07.2010) и налог на доходы физических лиц , который составляет 15% от суммыначисленной заработной платы , уменьшенной на сумму единого взноса на общеобязательное социальное страхование и налоговой социальной льготы ( п.164.6 Налогового кодекса).
В то же время работодатель должен делать начисления на фонд оплаты труда, которые составляют сумму от 36,76% до 49,7%, в зависимости от класса профессионального риска производства (п.5 ст.8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование »№ 2464-VI от 08.07.2010).

Особенности налогообложения аванса налогом на доходы физических лиц

Заработная плата должна выплачиваться не реже двух раз в месяц. Есть два нюанса, которые следует учитывать прежде чем удерживать с аванса налог на доходы физических лиц , а именно:
  • можно ли применять к авансу налоговую социальную льготу?
  • надо ли уменьшать налогооблагаемую базу НДФЛ на сумму единого социального взноса?
Ответ на первый вопрос очень простой и однозначный. Согласно п.169.1 Налогового кодекса «налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы. Итак, ответ - нет, налоговую социальную льготу до аванса применять нельзя.
Ответ на второй вопрос не является однозначным. Обращаю ваше внимание, что сейчас я приведу точку зрения, к которой склоняется часть бухгалтеров, в том числе и я. Поскольку официальных разъяснений по этому поводу еще нет.
Согласно п.164.6 ст.164 Налогового кодекса «При начислении доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, <...> а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии. »
Согласно п.1 ч.1 ст.7 Закона № 2464-VI от 08.07.2010 «Единый взнос начисляется: 1) для плательщиков, указанных в пунктах 1 (кроме абзаца седьмого), 2, 3, 6, 7 и 8 части первой статьи 4 настоящего Закона, - на сумму начисленной заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда», и сумму вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (оказание услуг) по гражданско-правовым договорам; »
Учитывая вышесказанное, для определения суммы налога на доходы физических лиц, следует уменьшать сумму начисленной заработной платы на сумму удержанного единого социального взноса .
Конечно, когда уменьшается база налогообложения налогом на доходы физических лиц , уменьшается и сам налог, подлежащий перечислению в бюджет. Некоторые бухгалтеры держатся точки зрения, что лучше заплатить больше чем  меньше, и не уменьшают налогооблагаемую базу на сумму единого социального взноса. Возможно они и правы, ведь мы живем в Украине - стране, где государственные органы не всегда придерживаются закона.
Однако, как поступать в этой ситуации - выбор остается за каждым бухгалтером.

Пример расчета заработной платы

Для примера рассчитаем заработную плату за январь 2011 года.Заработная плата работника 1000 грн. Есть заявление на применение налоговой социальной льготы.

Начисляем заработную плату за первую половину месяца (аванс), т.е. за дни, отработанные до 15 января.

Предположим, что у предприятия обычный график работы пять дней в неделе.Итак, до 15 числа включительно работник отработал 4, 5, 6, 10, 11, 12, 13, 14 = 8 рабочих дней.
Начисленная заработная плата за 8 отработанных дней составляет: 1000 грн. / 19 (количество рабочих дней в январе) * 8 = 421,05 грн.
Удержание единого социального взноса : 421,05 * 3,6% = 15,16 грн.
421,05 - 15,16 = 405,89 грн. Определяем базу налогообложения налогом на доходы физических лиц .
Налог на доходы физических лиц: 405,89 * 15% = 60,88 грн.
Начисления единого социального взноса: 421,05 * 36,76% = 154,78 грн.
Заработная плата, которую получает работник на руки: 421,05 - 15,16 (единый социальный взнос) - 60,88 (НДФЛ) = 345,01 грн. Выплату осуществляем 16.01.2011 так, как советует Минтруда.

Начисляем заработную плату за вторую половину месяца 31 января за 11 отработанных дней.

Начисленная заработная плата за вторую половину месяца составляет 1000 - 421,05 = 578,95 грн.
Удерживаем единый социальный взнос: 578,95 * 3,6% = 20,84 грн.
578,95 - 20,84 = 558,11 грн. База налогообложения налогом на доходы физических лиц.
Налог на доходы физических лиц (применяем налоговую социальную льготу): (558,11 - 470,5) * 15% = 13,14 грн.
Начисляем единый социальный взнос: 578,95 * 36,76% = 212,82 грн.
Заработная плата за вторую половину месяца, работник получает на руки составляет 578,95 - 20,84 (ЕСВ) - 13,14 (НДФЛ) = 544,97 грн. Выплату осуществляем 01.02.2011 так, как советует Минтруда.

Сколько и когда нужно платить в бюджет?

Согласно пп.168.1.2 п.168.1 ст.168 Налогового кодекса: «Налог уплачивается (перечисляется) в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом. Банки принимают платежные документы на выплату дохода только при условии одновременного представления расчетного документа на перечисление этого налога в бюджет. "
Итак, учитывая данные нашего примера, работодатель должен уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц :
  • 60,88 грн. - 16.01.2011;
  • 13,14 грн. - 01.02.2011.
Согласно п.4.3.7 «Об утверждении Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» № 21-5 от 27.09.2010: «Плательщики при каждой выплате заработной платы (дохода, денежного обеспечения), на суммы которой (которого) начисляется единый взнос, одновременно с выдачей указанных сумм обязаны уплачивать начисленный на эти выплаты единый взнос в размере, установленном для соответствующих плательщиков (авансовые платежи). "
В указанном пункте написано «начисленный». Следовательно, можно сделать вывод, принимая во внимание данные нашего примера, что работодатель должен оплатить в бюджет суммы единого социального взноса:
  • 154,78 - 16.01.2011;
  • 212,82 - 01.02.2011;
  • 15,16 + 20,84 - 01.02.2011.
Однако, для очень расчетливых бухгалтеров, можно применять следующий вариант:
  • 154,78 - 16.01.2011;
  • 15,16 - 16.01.2011;
  • 212,82 - 01.02.2011;
  • 20,84 - 01.02.2011.

По материаламКерівник

Похожие материалы:

Немає коментарів :