На вновь созданном предприятии существует одна должность – директор. Должен ли он в кассовых ордерах ставить свою подпись и за бухгалтера, и за кассира?
Прежде всего, напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона № 996 ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксации фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, хранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами. Также в ч. 4 ст. 8 Закона № 996 указано, что для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно избирает формы его организации. Одна из таких форм – самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия (директором). Однако эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться, и в бюджетных учреждениях.
В соответствии с Положением № 88 фиксируют и подтверждают хозяйственные операции, включая распоряжения и разрешения администрации (собственника) на их проведение, первичные документы, созданные в письменной или электронной форме. Первичные документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2.4 Положения № 88.
Первичные документы должны быть подписаны лично лицами, ответственными за осуществление хозяйственной операции, а подписи могут быть скреплены печатью.
Пунктом 2.8 Положения № 88 предусмотрено, что дополнительные требования к порядку создания первичных документов о кассовых и банковских операциях, движении ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и других объектов имущества предусматриваются другими нормативно-правовыми актами.
В отношении кассовых операций таким нормативно-правовым актом является Положение № 637.
Согласно п. 3.3 Положения № 637 прием денежной наличности в кассу проводится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем предприятия.
О внесении денежной наличности в кассу предприятия по приходным кассовым ордерам выдается заверенная оттиском печати этого предприятия квитанция (которая является отрывной частью приходного кассового ордера) за подписями главного бухгалтера или работника предприятия, который на это уполномочен руководителем.
Выдача денежной наличности из касс проводится по расходным кассовым ордерам или расходным ведомостям. Документы на выдачу денежной наличности должны подписывать руководитель и главный бухгалтер или работник предприятия, который на это уполномочен руководителем (п. 3.4 Положения № 88).
В ситуации, приведенной в вопросе, директор предприятия – лицо, ответственное и за организацию бухгалтерского учета на предприятии, и за ведение такого учета.
Руководитель при наличии на предприятии должностей главного бухгалтера и кассира не имеет права единолично подписывать кассовые документы.
В рассматриваемом случае, ввиду отсутствия на предприятии других работников, директор не только имеет право, но и обязан подписывать кассовые документы единолично, в том числе и за бухгалтера, и за кассира (см. письмо НБУ от 14.02.2012 г. № 11-117/708-1645).
Аналогичное мнение изложено в ЕБНЗ. В в ответе, приведенном здесь, ГНСУ ссылается на пп. 4.8 Положения № 637, в соответствии с которым предприятия, штатным расписанием которых не предусмотрены должности кассира, выполнение его обязанностей могут возлагать в соответствии с письменным распоряжением руководителя на бухгалтера или другого работника, с которым заключается договор о полной материальной ответственности.
Далее ГНСУ констатирует, что нормы действующего законодательства не содержат запрета относительно выполнения функций кассира руководителем предприятия. Поэтому при оформлении кассовых документов руководитель имеет право подписывать кассовые документы отдельно как кассир и как руководитель предприятия.
автор: Елена Рыжикова,
главный редактор «Б&З»
Похожие материалы:
Прежде всего, напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона № 996 ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксации фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, хранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами. Также в ч. 4 ст. 8 Закона № 996 указано, что для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно избирает формы его организации. Одна из таких форм – самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия (директором). Однако эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться, и в бюджетных учреждениях.
В соответствии с Положением № 88 фиксируют и подтверждают хозяйственные операции, включая распоряжения и разрешения администрации (собственника) на их проведение, первичные документы, созданные в письменной или электронной форме. Первичные документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2.4 Положения № 88.
Первичные документы должны быть подписаны лично лицами, ответственными за осуществление хозяйственной операции, а подписи могут быть скреплены печатью.
Пунктом 2.8 Положения № 88 предусмотрено, что дополнительные требования к порядку создания первичных документов о кассовых и банковских операциях, движении ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и других объектов имущества предусматриваются другими нормативно-правовыми актами.
В отношении кассовых операций таким нормативно-правовым актом является Положение № 637.
Согласно п. 3.3 Положения № 637 прием денежной наличности в кассу проводится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем предприятия.
О внесении денежной наличности в кассу предприятия по приходным кассовым ордерам выдается заверенная оттиском печати этого предприятия квитанция (которая является отрывной частью приходного кассового ордера) за подписями главного бухгалтера или работника предприятия, который на это уполномочен руководителем.
Выдача денежной наличности из касс проводится по расходным кассовым ордерам или расходным ведомостям. Документы на выдачу денежной наличности должны подписывать руководитель и главный бухгалтер или работник предприятия, который на это уполномочен руководителем (п. 3.4 Положения № 88).
В ситуации, приведенной в вопросе, директор предприятия – лицо, ответственное и за организацию бухгалтерского учета на предприятии, и за ведение такого учета.
Руководитель при наличии на предприятии должностей главного бухгалтера и кассира не имеет права единолично подписывать кассовые документы.
В рассматриваемом случае, ввиду отсутствия на предприятии других работников, директор не только имеет право, но и обязан подписывать кассовые документы единолично, в том числе и за бухгалтера, и за кассира (см. письмо НБУ от 14.02.2012 г. № 11-117/708-1645).
Аналогичное мнение изложено в ЕБНЗ. В в ответе, приведенном здесь, ГНСУ ссылается на пп. 4.8 Положения № 637, в соответствии с которым предприятия, штатным расписанием которых не предусмотрены должности кассира, выполнение его обязанностей могут возлагать в соответствии с письменным распоряжением руководителя на бухгалтера или другого работника, с которым заключается договор о полной материальной ответственности.
Далее ГНСУ констатирует, что нормы действующего законодательства не содержат запрета относительно выполнения функций кассира руководителем предприятия. Поэтому при оформлении кассовых документов руководитель имеет право подписывать кассовые документы отдельно как кассир и как руководитель предприятия.
автор: Елена Рыжикова,
главный редактор «Б&З»
По материалам: Издание "БУХГАЛТЕР & ЗАКОН"
Источник : Бухгалтер 911
Немає коментарів :
Дописати коментар