Обратимся к нормативным документам по данному вопросу.
В соответствии со ст. 240 НКУ плательщиками экологического налога, в частности, являются субъекты хозяйствования, во время осуществления деятельности которых на территории Украины осуществляется размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья.
Согласно определению пп. 14.1.223 НКУ под размещением отходов понимается хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. д.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами.
В научно-практическом комментарии (под редакцией Премьер-министра Украины Н. Я. Азарова) к статье 240 НКУ отмечено:
«В частности, объектом налогообложения по пп. 240.1.3 ст. 240 НКУ является деятельность относительно размещения отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья. Причем определение размещение отходов, приведенное в пп. 14.1.223 ст. 14 НКУ, объединяет как размещение, так и временное хранение. Буквальное толкование положений пп. 14.1.223 ст. 14 и пп. 240.1.3 ст. 240 НКУ позволяет утверждать, что объектом налогообложения является как хранение, так и размещение.
Относительно обложения экологическим налогом деятельности по размещению отходов сомнений не вызывает, поскольку это позволяет аккумулировать средства на предотвращение и уменьшение вреда окружающей среде.
В случае обложения экологическим налогом деятельности относительно временного хранения отходов (до их передачи субъектам, которые будут осуществлять утилизацию или размещение) складывается следующая ситуация. Лицо, которое образовало отходы, должно, с одной стороны, уплатить экологический налог. С другой стороны, необходимо заключить договор на вывоз и размещение этих отходов со специализированным предприятием. Последнее является субъектом, который осуществляет размещение отходов, а следовательно платит экологический налог за размещение таких отходов. Заключая договор на вывоз и размещение отходов с субъектом, который образует отходы, специализированное предприятие установит цену, которая будет не меньше суммы экологического налога за размещение отходов. Таким образом, сумма экологического налога, через договор о предоставлении услуг по размещению отходов будет фактически перенесена на лицо, которое образует отходы. Лицо, которое образует отходы, оплатив субъекту, размещающему отходы, стоимость его услуг (возместив ему размер экологического налога), должно будет дополнительно уплатить экологический налог за хранение отходов.
На наш взгляд, сложно объяснить, какими рассуждениями законодатель руководствовался, устанавливая обязанность субъекта, который образует отходы, дважды платить экологический налог за одну и ту же деятельность. Вышеизложенное свидетельствует о необходимости толкования приведенных выше положений как предусматривающих обязанность относительно уплаты экологического налога только по размещению отходов, а не за их временное хранение до их вывоза или утилизации».
Однако ГНАУ выпустила в свет несколько писем о взимании экологического налога, в частности, письма от 06.05.2011 г. № 12789/7/15-0817 и от 01.07.2011 г. № 17870/7/15-0817, в которых изложила мнение о том, что все субъекты хозяйствования, у которых образовались и временно хранятся на собственной территории отходы до их передачи на утилизацию или размещение специализированному предприятию, обязаны начислять и уплачивать экологический налог.
Подобные утверждения об уплате экологического налога были приведены ГНАУ и в «Единой базе налоговых знаний».
Позиция ГНАУ и налоговых служб на местах относительно возникновения объекта налогообложения экологическим налогом по бытовым отходам оставалась неизменной, что было впоследствии изложено в письмах от 26.08.2011 г. № 23116/7/15-2117 и от 07.09.2011 г. № 24090/7/15-2117.
Выводы налоговиков были неизменны – экологический налог обязаны уплачивать все, у кого образуются отходы, и не только производственные,но и бытовые.
Таким образом, если придерживаться позиции ГНАУ, бытовые отходы попадут под налогообложение дважды: у самого предприятия, у которогообразовались отходы, а также у специализированного предприятия, которое занимается размещением, утилизацией и захоронением этих отходов.
Фактически для предприятия это будет налог на образование отходов, а не на их размещение, а ведь НКУ предусмотрен налог именно на размещение отходов, что не одно и то же, что их образование.
В противовес мнению ГНАУ имеют место разъяснения компетентных органов по вопросам охраны окружающей среды, а именно, письмо Минприроды от 04.08.11 г. № 14364/07/10-11, в котором проведен анализ терминологии «размещение отходов» с точки зрения Закона Украины «Об отходах» и рассмотрен вопрос о специально отведенных местах или объектах для размещения отходов. В письме сделаны следующие выводы: основное назначение специально отведенных мест или объектов – удаление отходов путем захоронения или обезвреживания. Места временного хранения, а именно контейнеры (контейнерные площадки) для бытовых отходов не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам или объектам.
Таким образом, Минприроды считает, что временное хранение отходов не является размещением, а места временного хранения бытовых отходов не относятся к специально отведенным местам или объектам, а отсюда сам собой напрашивается вывод – объект налогообложения отсутствует.
По данному вопросу, который так и продолжает оставаться злободневным, Минприроды выпустил еще одно письмо от 05.09.2011 г. № 16687/07/10-11, где еще раз подчеркнул, что временное хранение отходов в контейнерах или урнах не является их размещением. Такого же мнения придерживается и Минжилкоммунхоз в своем письме от 04.08.2011 г. № 7/12-8463, в котором также просит срочно направить территориальным органам Государственной налоговой администрации разъяснения по начислению экологического налога.
По нашему мнению, как и по мнению других независимых специалистов в области налогообложения и права, высказанных в специализированных периодических изданиях, плательщиками экологического налога за размещение отходов (в т. ч. и бытовых) должны выступать исключительно те субъекты, деятельность которых специально направлена на размещение отходов в специально отведенных для этого местах, на которые получены разрешения.
Ольга Буркун, Людмила Сафонова
Аудиторська фірма «Курсор-Аудит»
Дата подготовки 31.10.2011
___________
Всеукраинская сеть ЛІГА:ЗАКОН
Похожие материалы:
В соответствии со ст. 240 НКУ плательщиками экологического налога, в частности, являются субъекты хозяйствования, во время осуществления деятельности которых на территории Украины осуществляется размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья.
Согласно определению пп. 14.1.223 НКУ под размещением отходов понимается хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. д.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами.
В научно-практическом комментарии (под редакцией Премьер-министра Украины Н. Я. Азарова) к статье 240 НКУ отмечено:
«В частности, объектом налогообложения по пп. 240.1.3 ст. 240 НКУ является деятельность относительно размещения отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья. Причем определение размещение отходов, приведенное в пп. 14.1.223 ст. 14 НКУ, объединяет как размещение, так и временное хранение. Буквальное толкование положений пп. 14.1.223 ст. 14 и пп. 240.1.3 ст. 240 НКУ позволяет утверждать, что объектом налогообложения является как хранение, так и размещение.
Относительно обложения экологическим налогом деятельности по размещению отходов сомнений не вызывает, поскольку это позволяет аккумулировать средства на предотвращение и уменьшение вреда окружающей среде.
В случае обложения экологическим налогом деятельности относительно временного хранения отходов (до их передачи субъектам, которые будут осуществлять утилизацию или размещение) складывается следующая ситуация. Лицо, которое образовало отходы, должно, с одной стороны, уплатить экологический налог. С другой стороны, необходимо заключить договор на вывоз и размещение этих отходов со специализированным предприятием. Последнее является субъектом, который осуществляет размещение отходов, а следовательно платит экологический налог за размещение таких отходов. Заключая договор на вывоз и размещение отходов с субъектом, который образует отходы, специализированное предприятие установит цену, которая будет не меньше суммы экологического налога за размещение отходов. Таким образом, сумма экологического налога, через договор о предоставлении услуг по размещению отходов будет фактически перенесена на лицо, которое образует отходы. Лицо, которое образует отходы, оплатив субъекту, размещающему отходы, стоимость его услуг (возместив ему размер экологического налога), должно будет дополнительно уплатить экологический налог за хранение отходов.
На наш взгляд, сложно объяснить, какими рассуждениями законодатель руководствовался, устанавливая обязанность субъекта, который образует отходы, дважды платить экологический налог за одну и ту же деятельность. Вышеизложенное свидетельствует о необходимости толкования приведенных выше положений как предусматривающих обязанность относительно уплаты экологического налога только по размещению отходов, а не за их временное хранение до их вывоза или утилизации».
Однако ГНАУ выпустила в свет несколько писем о взимании экологического налога, в частности, письма от 06.05.2011 г. № 12789/7/15-0817 и от 01.07.2011 г. № 17870/7/15-0817, в которых изложила мнение о том, что все субъекты хозяйствования, у которых образовались и временно хранятся на собственной территории отходы до их передачи на утилизацию или размещение специализированному предприятию, обязаны начислять и уплачивать экологический налог.
Подобные утверждения об уплате экологического налога были приведены ГНАУ и в «Единой базе налоговых знаний».
Позиция ГНАУ и налоговых служб на местах относительно возникновения объекта налогообложения экологическим налогом по бытовым отходам оставалась неизменной, что было впоследствии изложено в письмах от 26.08.2011 г. № 23116/7/15-2117 и от 07.09.2011 г. № 24090/7/15-2117.
Выводы налоговиков были неизменны – экологический налог обязаны уплачивать все, у кого образуются отходы, и не только производственные,но и бытовые.
Таким образом, если придерживаться позиции ГНАУ, бытовые отходы попадут под налогообложение дважды: у самого предприятия, у которогообразовались отходы, а также у специализированного предприятия, которое занимается размещением, утилизацией и захоронением этих отходов.
Фактически для предприятия это будет налог на образование отходов, а не на их размещение, а ведь НКУ предусмотрен налог именно на размещение отходов, что не одно и то же, что их образование.
В противовес мнению ГНАУ имеют место разъяснения компетентных органов по вопросам охраны окружающей среды, а именно, письмо Минприроды от 04.08.11 г. № 14364/07/10-11, в котором проведен анализ терминологии «размещение отходов» с точки зрения Закона Украины «Об отходах» и рассмотрен вопрос о специально отведенных местах или объектах для размещения отходов. В письме сделаны следующие выводы: основное назначение специально отведенных мест или объектов – удаление отходов путем захоронения или обезвреживания. Места временного хранения, а именно контейнеры (контейнерные площадки) для бытовых отходов не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам или объектам.
Таким образом, Минприроды считает, что временное хранение отходов не является размещением, а места временного хранения бытовых отходов не относятся к специально отведенным местам или объектам, а отсюда сам собой напрашивается вывод – объект налогообложения отсутствует.
По данному вопросу, который так и продолжает оставаться злободневным, Минприроды выпустил еще одно письмо от 05.09.2011 г. № 16687/07/10-11, где еще раз подчеркнул, что временное хранение отходов в контейнерах или урнах не является их размещением. Такого же мнения придерживается и Минжилкоммунхоз в своем письме от 04.08.2011 г. № 7/12-8463, в котором также просит срочно направить территориальным органам Государственной налоговой администрации разъяснения по начислению экологического налога.
По нашему мнению, как и по мнению других независимых специалистов в области налогообложения и права, высказанных в специализированных периодических изданиях, плательщиками экологического налога за размещение отходов (в т. ч. и бытовых) должны выступать исключительно те субъекты, деятельность которых специально направлена на размещение отходов в специально отведенных для этого местах, на которые получены разрешения.
Ольга Буркун, Людмила Сафонова
Аудиторська фірма «Курсор-Аудит»
Дата подготовки 31.10.2011
___________
Всеукраинская сеть ЛІГА:ЗАКОН
из Бухгалтер 911
Немає коментарів :
Дописати коментар