Актуальні новини:


середу, 28 вересня 2011 р.

Расходы на рекламу: налоговый учет

Влада КАРПОВА | БУХГАЛТЕР & ЗАКОН №38, 20 сентября 2011

Новые правила налогового учета рекламных расходов в НКУ не отличаются четкостью, что создает проблемы в их практическом применении. Возможные пути решения проблемных "рекламных" вопросов рассмотрит "БУХГАЛТЕР & ЗАКОН".

Что считается рекламой
К рекламе относится информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лиц или товара (ст. 1 Закона № 270). То есть предметом рекламы является информация о лице или товаре, причем не имеет значения, какие лица (юридические или физические) и товары (собственные или чужие) в данном случае рекламируются. Исключение предусмотрено только для объявлений физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью (ч. 3 ст. 2 № 270).

Вместе с тем не является рекламой информация:

  • обязанность размещения и обнародования которой определена иными законами Украины (ч. 2 ст. 2 Закона № 270);
  • о производителе товара и/или товаре, размещенная в местах, где этот товар реализуется или предоставляется потребителю, в том числе на элементах оборудования и/или оформления мест торговли, а также непосредственно на самом товаре и/или его упаковке (ч. 7 ст. 8 № 270).
Статья 9 Закона № 270 выдвигает определенные требования для отнесения информации к рекламе:
  • реклама должна быть четко отделена от другой информации, независимо от форм или способов распространения, таким образом, чтобы ее можно было идентифицировать как рекламу;
  • реклама в теле- и радиопередачах, программах должна быть четко отделена от других программ, передач в их начале и в конце с помощью аудио-, видео-, комбинированных средств, титров, рекламного логотипа или комментариев ведущих с использованием слова "реклама";
  • информационный, авторский или редакционный материал, в котором привлекается внимание к конкретному лицу или товару и который формирует или поддерживает осведомленность и интерес зрителей (слушателей, читателей) относительно этих лица или товара, является рекламой и должен быть помещен в рубрике "Реклама" или "На правах рекламы".


Правила отражения рекламных расходов в учете по налогу на прибыль

В НКУ рекламные расходы условно делятся на две группы.

1. Нелимитируемые расходы. Согласно абз. "г" пп. 138.10.3 и п. 140.1.5 НКУ без ограничений в расходы на сбыт включаются расходы на проведение рекламы. Причем сейчас нет условий, оговаривающих, что рекламные мероприятия должны проводиться именно в отношении продаваемых товаров (работ, услуг). Из этого следует, что в налоговые расходы может попасть и реклама лица. В частности, имиджевая реклама.

И хотя это косвенно подтвердила ГНАУ в письме от 18.05.2011 г. № 9199/6/17-0416, четкий вывод в нем сделан не был. Поэтому не исключено, что проверяющие могут отказать в отнесении на расходы такой рекламы. В связи с чем для подтверждения "расходности" рекламы желательно приводить в ней информацию о реализуемых лицом товарах (работах, услугах) и иметь в наличии образцы рекламных проспектов (объявлений).

Как и ранее, в группу нелимитируемых включаются расходы на раздачу носителей информации, которые, кроме рекламной, иных функций не выполняют (прайс-листы, рекламные каталоги, рекламные листовки, проспекты, плакаты). По такой рекламе есть право на расходы, а в доходы рекламодателя распространение этих видов рекламной продукции попадать не должно, поскольку они не относятся к операциям поставки товаров: рекламные брошюры не включаются в понятие "актива" из ст. 1 Закона № 270 и пп. 14.1.2 НКУ.

2. Лимитируемые расходы. К ним по нормам абз. 1 пп. 139.1.13 НКУотносятся расходы, понесенные (начисленные) в отчетном периоде в связи с приобретением рекламы у нерезидента. Правила отражения этих расходов зависят от налогового статуса нерезидента. При приобретении рекламных услуг у любых нерезидентов, за исключением ниже указанных, есть право на отнесение в состав налоговых расходов в размере, не превышающем 4 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом НДС и акцизного налога) за год, предшествующий отчетному.

По мнению представителей налоговых органов для целей расчета данного показателя в 2011 г. следует использовать стр. 01.1 декларации по налогу на прибыль предприятия за 2010 год по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 29.03.2003 г. № 143.

Исключения из этого правила составляет приобретение рекламы:
  • у нерезидентов, имеющих офшорный статус (п. 161.3 НКУ), — в части них права на налоговые расходы нет;
  • у постоянных представительств нерезидента (п. 160.8 НКУ) — эти расходы могут быть отнесены в налоговые в полном объеме.
Проблемы в применении "рекламных" норм возникают в связи с трактовкой ограничений по расходам из пп. 139.1.1 НКУ. Этот пункт предусматривает, что не включаются в состав налоговых расходы, не связанные с осуществлением хозяйственной деятельности, а именно расходы на: организацию и проведение приемов, презентаций, праздников, развлечений и отдыха, приобретение и распространение подарков (кроме расходов, связанных с осуществлением рекламной деятельности, которые регулируются нормами пп. 140.1.5 НКУ).

Очевидно, здесь имелось в виду следующее: ограничения из пп. 139.1.1 НКУ не распространяются на приведенные в нем расходы, которые осуществляются в рекламных целях. То есть расходы на организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ) в рекламных целях включаются в расходы в полном объеме.

Между тем представители налоговых органов трактуют эту норму иначе и считают, что права на рекламные расходы, упомянутые в пп. 139.1.1 НКУ, вообще нет. В частности, в консультации со ссылкой на пп. 139.1.1 НКУ было отмечено, что расходы на приобретение товаров, которые распространяются в качестве подарков третьим лицам, в том числе и товаров, на которые нанесен логотип, являются расходами, не связанными с осуществлением хозяйственной деятельности. Соответственно, налоговики отказали в праве на расходы и на налоговый кредит по НДС в части таких рекламных мероприятий. Аналогичную позицию налоговики высказали и в другой консультации.

Уверенные в себе налогоплательщики могут избрать соответствующий НКУ вариант толкования рекламных раздач, но тогда для подтверждения рекламного характера проводимых рекламных акций с учетом консультаций представителей налоговых органов следует оформить такие документы:
  • приказ руководителя с указанием цели раздачи образцов, даты (периода) и места проведения рекламной акции, перечня раздаваемых товаров и их количества по каждому наименованию, фамилий работников, ответственных за бесплатную раздачу образцов;
  • расходные накладные на выдачу образцов ответственным лицам;
  • отчеты о распространении образцов, составляемые лицами, ответственными за их бесплатную раздачу.
Осторожные налогоплательщики, исходя из фискальной трактовки налоговиками пп. 139.1.1 НКУ, возможно предпочтут рекламные раздачи товаров в состав налоговых расходов не включать. Хотя можно использовать и иной способ решения проблемы: получить индивидуальную налоговую консультацию по этому поводу.

В любом из указанных вариантов возникают проблемы с исчислением доходов от проведения таких операций, которые по терминологии НКУ являются поставкой.

Представители налоговых органов занимают непоследовательную позицию касательно отражения доходов по бесплатным раздачам. Налоговики в консультациях вначале высказывали мнение о неотражении доходов в указанных случаях, аргументируя это тем, что при бесплатной передаче товаров (работ, услуг) плательщик налога не получает сумму компенсации за такие товары (работы, услуги), а также увеличения экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, которые приводят к росту собственного капитала.

Но впоследствии они отступили от своей либеральной позиции и предписали исчислять доход от бесплатных раздач по обычным ценам.

Между тем из положений пп. 153.2 НКУ следует, что обычные цены в операциях поставки товаров должны применяться лишь при соблюдении следующих условий:
  • операции осуществляются со связанными лицами, с лицами, не являющимися плательщиками налога на прибыль или уплачивающими налог по другим ставкам;
  • договорная цена на раздаваемые товары (работы, услуги) отличается больше чем на 20 % от обычной цены на них.
Однако в операциях рекламных раздач эти условия не соблюдаются. Ведь, во-первых, раздачи, как правило, проводятся среди неопределенного круга лиц, во-вторых, договорной стоимости в операциях дарения нет. Поэтому смелые плательщики могут отстаивать позицию о неприменении обычных цен к рекламным раздачам по налогу на прибыль.

Из разъяснений представителей налоговых органов также можно заключить, что для получения права на налоговые расходы любая реклама должна быть связана с хозяйственной деятельностью плательщика, указанной в пп. 14.1.36 НКУ. А именно, с деятельностью лица, связанной с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, которая направлена на получение дохода и проводится таким лицом самостоятельно и/либо через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в интересах первого лица, в частности по договору комиссии, поручения и агентским договорам.

Из этого, как и ранее, налоговики делают вывод, что реклама должна относиться к товарам (работам, услугам), реализуемым именно ее заказчиком, и отказывают в праве на расходность, в частности, рекламе производителя касаемо товаров, распространяемых через дистрибьюторов.

Вывод:

Из норм НКУ следует, что в состав расходов на сбыт могут быть отнесены любые рекламные расходы, соответствующие требованиямЗакона № 270, в том числе расходы на организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ) в рекламных целях. Однако, исходя из позиции налоговых органов, в расходы на сбыт в налоговом учете должны быть включены лишь расходы на рекламу касательно товаров (работ, услуг), которые реализуются именно ее заказчиком. В праве на расходы по остальным рекламным мероприятиям, в том числе в части бесплатной раздачи образцов товаров в рекламных целях, налоговики на данный момент отказывают

Отражение рекламных мероприятий в учете по НДС

В НКУ отсутствуют отдельные положения, регламентирующие особенности учета по НДС рекламных мероприятий. Исходя из общих правил, для получения права на налоговый кредит по рекламным расходам они должны использоваться в облагаемых НДС операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога (п. 198.3 НКУ). То есть здесь в целом применима связка "есть право на расходы по налогу на прибыль — есть право на налоговый кредит по НДС".

Исключение составляет ситуация приобретения рекламы у нерезидента: несмотря на ограничения по размеру включаемых в расходы рекламных услуг, право на налоговый кредит по ним должно возникать в полной сумме, поскольку соответствующие ограничения для НДС в НКУ не предусмотрены. Такие услуги облагаются НДС согласно абз. "б" п. 185.1, абз. "б" п. 186.3 НКУ, что подтверждают и налоговики.

Операции по бесплатному распространению носителей информации, выполняющих одну лишь рекламную функцию, НДС облагаться не должны, поскольку не относятся к операциям поставки товаров. Связано это с тем, что под товарами в пп. 14.1.244 НКУподразумеваются материальные и нематериальные активы.

Согласно пп. 14.1.2 НКУ термин "активы" в НКУ употребляется в значении, приведенном в ст. 1 Закона № 996: под активами понимаются ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем.

Но поскольку для лиц, получающих носители рекламной информации, они не являются активами, нет оснований их считать и товарами. Ранее это подтверждали и налоговики (см. письма ГНАУ от 13.06.2006 г. № 6421/6/16-1515-26, от 03.06.2002 г. № 3428/6/15-1215-26).

Хотя, похоже, сейчас они свою позицию изменили.

Бесплатные раздачи иных товаров в рекламных целях будут облагаться НДС по обычным ценам (пп. 188.1 НКУ), которые до 01.01.2013 г. определяются по правилам п. 1.20 Закона о прибыли (п. 1 разд. XIX; п. 8 подразд. 10 разд. XX НКУ).

При этом следует быть готовым к тому, что налоговики не согласятся с обычной ценой, равной нулю. Так, ранее об этом говорилось, в частности, в письме ГНАУ от 13.06.2006 г. № 6421/6/16-1515-26, а в письме от 09.03.2006 г. № 4280/7/17-0717 ГНАУ утверждала, что акционная цена не является обычной.

Исключение составляют лишь рекламные раздачи товаров, не облагаемых НДС, поскольку налоговики позволяют в таких ситуациях не облагать НДС и бесплатную их раздачу.

Исходя из изложенного, для избежания конфликтов с контролирующими органами можно порекомендовать указать для целей налогообложения приемлемую цену, отличную от нуля, и документально подтвердить соответствие ее уровню обычных цен, например, с помощью приказа о проведении рекламных мероприятий.

Что касается налогового кредита, то право на него при бесплатной раздаче будет зависеть от интерпретации таких расходов рекламодателем. Если предприятие придерживается позиции о включении таких расходов в состав налоговых (в учете по налогу на прибыль), то по ним можно отразить и налоговый кредит. В обратной ситуации на налоговый кредит лучше не претендовать.

Рекламные раздачи и налог на доходы физических лиц

Для целей исчисления налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) все рекламные раздачи можно условно разделить на:
  • подарки
  • призы (выигрыши).
Подарки классифицируются как дополнительное благо (абз. "е" пп. 164.2.17 НКУ) и облагаются НДФЛ по ставке 15 % (17 %). Исключение составляют неденежные подарки, стоимость которых не превышает 50 % одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2011 г. — 470,5 грн.): они не облагаются НДФЛ согласно пп. 165.1.39 НКУ. При исчислении НДФЛ с неденежных подарков следует применять "натуральный" коэффициент из п. 164.5 НКУ.

Ранее для рекламных подарков налоговики делали исключение и предписывали их не облагать НДФЛ при условии попадания в 2 % лимит (см. письма ГНАУ от 13.02.2006 г. № 1216/6/17-0716, № 2607/7/17-0717, от 14.10.2005 г. № 9924/6/17-3116).

Однако учитывая то, что теперь налоговики отказывают в расходности любым рекламным раздачам, безопаснее их необложение подтвердить отсутствием персонификации одариваемых лиц, ссылаясь на то, что рекламные мероприятия были рассчитаны на неограниченный круг лиц. А то, что неперсонифицированные блага (в том числе скидки) НДФЛ не облагаются, подтверждают и налоговики.

Выигрыши и призы в рамках проводимых рекламных акций облагаются по двойной ставке налога (п. 167.3 НКУ). Поэтому для целей обложения НДФЛ в рекламных целях выгоднее раздавать обычные подарки без персонификации, а конкурсов, розыгрышей лучше избегать.

Правовой глоссарий:

1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
2. Закон о прибыли — Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.
3. Закон № 270 — Закон Украины "О рекламе" от 03.07.96 г. № 270/96-ВР.
4. Закон № 996 — Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.06.99 г. № 996-XIV.

Похожие материалы:

Немає коментарів :