Актуальні новини:


неділя, 7 серпня 2011 р.

Президент Украины подписал Закон, который существенно изменяет нормы Налогового кодекса

Президент хотя и с некоторым запозданием, но все же подписал законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 12.03.2011 г. № 8217 (далее — Законопроект № 8217).
На сайте Вверховной Рады Украины ему уже присвоен номер Закона и дата его принятия — № 3609-VI от 07.07.2011 г. но самого окончательного текста пока нет.

Теперь для обретения полного веса остается дело за малым — ждать официальной публикациии.

Напомним основные нововведения принятого Закона.


ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ НА ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1. Изменился перечень расходов

В обновленной редакции п. 177.4 НК говорится, что в перечень расходов, непосредственно связанных с получением доходов, относятся документально подтвержденные затраты, которые включаются в расходы операционной деятельности* согласно разделу III НК.

В итоге, перечень разрешенных ФЛП расходов серьезно похудел, а это в свою очередь влечет к увеличению базы налогообложения.

До новвоведений на расходы можно относить все затраты, кроме тех, которые запрещены ст. 139 НК. А согласно Законопроекта № 8217 на расходы можно будет отнести только операционные затраты.

Стоит дождаться официальных разъяснений. Однако если исходить из логики этой нормы, получается, что на общей системе уже не действуют ограничения, установленные нормами ст. 139 НК. Это в свою очередь откроет возможность частным предпринимателям на общей системе относить на расходы (если они операционные) затраты на покупку товаров (работ, услуг) у ФЛП-единщиков. Правда, нужно дождаться позиции налогового ведомства. И еще для покупателей — юридических лиц ничего не меняется. Им как и раньше нельзя относить на расходы затраты на покупку товаров (работ, услуг) у ФЛП-единщиков (кроме работ, услуг в сфере информатизации).

2. Предоставлена возможность уменьшать первоначально начисленные авансовые платежи НДФЛ

НК дополнили следующей нормой: «При уменьшении суммы полученного дохода за предыдущий календарный квартал текущего года более чем на 20 процентов по сравнению с расчетной ожидаемой суммой дохода на такой квартал, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму авансового платежа, подлежащего уплате в следующий срок, установленный этим подпунктом, пропорционально уменьшению суммы указанного дохода. Для такого уменьшения суммы авансового платежа физическим лицом — предпринимателем до наступления срока уплаты такого авансового платежа в орган государственной налоговой службы подается заявление в произвольной форме, содержащее расчет уменьшения суммы авансового платежа и краткое объяснение обстоятельств, повлекших уменьшение суммы полученного дохода» (пп. 177.5.1 НК).

Иными словами, нововведенная норма дает возможность уменьшать авансовые платежи НДФЛ. Обратите внимание: если предприниматель не хочет, никто не заставляет его пользоваться данной льготой. Однако если такое желание возникнет, то чтобы уменьшить свои авансовые платежи, необходимо четко следовать порядку, предусмотренному пп. 177.5.1 НК.

3. Отменено предоставление оригиналов выписки и извлечения из ЕГР

Это очень важная и прогрессивное новшество (п. 177.8 НК), которое значительно облегчит жизнь предпринимателей-продавцов, имеющих взаимоотношения с субъектами хозяйствовании. Процитируем: «При начислении (выплате) физическому лицу — предпринимателю дохода от операций, осуществляемых в рамках выбранных им видов деятельности, субъект хозяйствования, который начисляет (выплачивает) такой доход, не удерживает налог на доходы у источника выплаты, если физическим лицом — предпринимателем, получающим такой доход, предоставлена копия документа, подтверждающего его государственную регистрацию согласно закону в качестве субъекта предпринимательской деятельности».

Иными словами, законодатели освободили предпринимателей от подачи оригиналов. Это очень правильная норма, поскольку освобождает предпринимателей, имеющих взаимоотношения с другими субъектами хозяйствовании, от ненужной и затратной суеты (очереди к госрегистратору за платными выписками и извлечениями). Напомним, что до этого была предусмотрена обязанность подачи выписки или извлечения из ЕГР. Причем, если исходить из действующих норм законодательства, предоставлять нужно оригинал.

Если Законопроект № 8217 вступит в силу, предпринимателю достаточно будет предъявить копию документа, подтверждающего его государственную регистрацию.

Хотя нужно отметить, что налоговики и ранее разрешали предоставлять копии, но это была лишь их прогрессивная инициатива, которая, по сути, не соответствовала законодательству.

В частности, в письме Государственной налоговой администрации Украины от 17.05.2011 г. № 13663/7/29-1017 так комментировалась норма об отмене свидетельства о государственной регистрации: «…вместо копии свидетельства о государственной регистрации подается копия действующей выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиками, государственную регистрацию которых проведено после 07.05.2011 или относительно которых после указанной даты в Единый государственный реестр были внесены изменения касательно сведений, которые указывались в свидетельстве о государственной регистрации или указываются в выписке. Как и ранее, подается копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщиками, государственную регистрацию которых проведено до 07.05.2011 и относительно которых после указанной даты в Единый государственный реестр не вносились изменения касательно сведений, которые указывались в свидетельстве о государственной регистрации или указываются в выписке...».


НДС

1. Регистрация плательщиком НДС при переходе с упрощенной на общую систему

Законопроектом № 8217 указано, что в случае перехода лиц с упрощенной на общую систему налогообложения (при условии, если такие лица соответствуют требованиям для регистрации плательщиками НДС) с начала календарного года, регистрационное заявление должно быть представлено не позднее 10 января этого календарного года. А в случаях, когда такой переход осуществляется в течение календарного года, регистрационное заявление подается одновременно с представлением заявления об отказе от применения упрощенной системы (п. 183.4 НК).

2. Переходные операции для предпринимателей, которые ранее не были плательщиками НДС

Если после перехода с упрощенной на общую систему налого обложения предприниматель зарегистрировался плательщиком НДС, операции по поставке товаров/услуг, которые были предоплачены и уже обложены единым налогом, не облагают НДС (подраздел 2 раздела XX дополнено п. 21 НК). На наш взгляд, законодательство не менялось по этому вопросу, просто сделано правильное уточнение.

3. Уточнена ответственность за несвоевременную регистрацию плательщиком НДС

В Законопроекте № 8217 указано, что какое-либо лицо, подлежащее обязательной регистрации в качестве налогоплательщика и не подавшее в орган государственной налоговой службы регистрационное заявление, несет ответственность за неначисление или неуплату этого налога на уровне зарегистрированного плательщика без права начисления налогового кредита и получения бюджетного возмещения» (п. 183.10 НК). Необходимо отметить, что и сейчас существует подобная норма, однако в этом пункте указано, что предприниматель считается «налогоплательщиком с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором достигнут объем налогооблагаемых операций, определенный в статье 181 этого Кодекса».


ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ

Нововведения изменили трактовку налогового агента.

Напомним, что налог, который взимается за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения при использовании топлива, удерживается и платится в бюджет налоговыми агентами.

В свою очередь, в Законопроекте № 8217 изменили определение налоговых агентов.

Если сейчас ими являются субъекты хозяйствования, которые осуществляют оптовую или розничную торговлю топливом, то согласно нововведениям налоговые агенты — это те, кто осуществляет:
торговлю на таможенной территории Украины топливом собственного производства и/или передает топливо заказчику или по его поручению другому лицу, произведенное из давальческого сырья заказчика;
ввоз топлива на таможенную территорию Украины.

Если Законопроект № 8217 заработает, то эти изменения вступят в силу с 1 октября 2011 года.


ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ

Законопроектом № 8217 откорректированы сроки подачи годовой отчетности.

Плательщики платы за землю (кроме физлиц) самостоятельно рассчитывают сумму налога каждый год по состоянию на 1 января и подают соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год. Ранее срок подачи был «до 1 февраля», а согласно Законопроекту № 8217 — «позднее 20 февраля» текущего года.

Напомним, что подача такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций (п. 286.2 НК).

Если Законопроект № 8217 заработает, то эти изменения вступят в силу с 01.01.2012 г.


ШТРАФЫ

1. Определен размер налоговых штрафов до 2011 года

Долгое время шли споры, какие штрафы применять за нарушение законодательства до 2011 года. Теперь Законопроектом № 8217 поставлена точка. Итак, штрафные санкции по результатам проверок применяются в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решений об их применении (п. 11 подраздела 10 раздела XX НК).

2. Судьба пенсионных взносов, которые должны платить «за себя» упрощенцы за 2010 год

Принята прогрессивная норма, в соответствии с которой финансовые санкции (штраф, пеня) и административные взыскания, а также принудительные взыскания органами исполнительной службы, за неуплату «за себя» взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности — упрощенцами не применяются. Начисленные и не уплаченные суммы финансовых санкций подлежат списанию (дополнена ч. 15 ст. 106 Закона Украины «Об общеобязательном го су дарственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV).

3. Амнистия по штрафам согласно отмененной декларации по НДФЛ

Все мы помним ежемесячную декларацию по НДФЛ, которую ввели с 2011 года, а потом совсем отменили.

Поэтому вполне логично выглядит то, что в Законопроекте № 8217 указывается о неприменении всех финансовых и административных штрафов, пени, связанных с этим вопросом (а именно за неправильное определение: общей суммы доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) в пользу налогоплательщиков; общей суммы НДФЛ, удержанной из этих доходов; перечисленного НДФЛ в бюджет, который был определен в декларации по НДФЛ, а также за несвоевременное представление декларации по НДФЛ).

Начисленные органами государственной налоговой службы суммы санкций и не уплаченные в бюджет плательщиками НДФЛ подлежат списанию.


ЕСВ

Наконец-то приняли норму, о которой так долго говорили.

Законопроектом № 8217 дополнено частью четвертой ст. 4 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI. В соответствии с ней частные предприниматели на упрощенной системе освобождаются от уплаты «за себя» ЕСВ, если они являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают согласно закону пенсию или социальную помощь. Они могут быть плательщиками ЕСВ исключительно при условии их добровольного участия в системе общеобязательного государственного социального страхования.


«ХМЕЛЬНОЙ» СБОР

Ставку сбора хотят увеличить с 1% до 1,5% (ст. 3 Закона Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 09.04.99 г. № 587-XIV).


ПРОВЕРКИ УПРОЩЕНЦЕВ

Статью 22 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон № 877) дополнено таким положением:

«Установить, до вступления в силу положений относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, мораторий на осуществление мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами относительно физических лиц — предпринимателей, не зарегистрированных плательщиками налога на добавленную стоимость, деятельность которых не отнесена к высокой степени риска согласно этому Закону (далее — физические лица — предприниматели), и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, которая предусматривает включение налога на добавленную стоимость в состав единого налога, деятельность которых не отнесена к высокой степени риска в соответствии с этим Законом (далее — юридические лица).

До вступления в силу положений относительно упрощенной системы налого обложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства относительно физических лиц — предпринимателей и юридических лиц:

органы государственного надзора (контроля), их должностные лица проводят внеплановые мероприятия государственного надзора (контроля) за соблюдением санитарного законодательства;
органы по защите прав потребителей проводят внеплановые проверки по жалобам потребителей.

До вступления в силу положений относительно упрощенной системы налого обложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства относительно физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых отнесена к средней степени риска, органы Пенсионного фонда Украины проводят плановые и внеплановые проверки».

Все это хорошо, но нужно знать, что Закон № 877 не распространяется, в частности, на отношения, возникающие при осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства и кассовых операций.


РРО

Согласно Законопроекту № 8217 претерпевает изменения и порядок применения РРО.

Процитируем нововведения:

«подавать в органы государственной налоговой службы отчетность, связанную с применением регистратора расчетных операций и расчетных книжек, не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца в случае, если этим пунктом не предусмотрено представление информации по проводным или беспроволочным каналам связи.

Субъекты хозяйствования, использующие регистраторы расчетных операций, создающие контрольную ленту в электронной форме, или электронные контрольно-кассовые регистраторы, создающие контрольную ленту в печатном виде, должны подавать в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти регистраторов расчетных операций или в памяти модемов, которые к ним присоединены.

Субъекты хозяйствования, использующие регистраторы расчетных операций, которые создают контрольную ленту в печатном виде, за исключением электронных контрольно-кассовых регистраторов, должны подавать в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроволочным каналам связи информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, которая содержится в их фискальной памяти».

Если Законопроект № 8217 заработает, эти изменения вступят в силу с 01.01.2012 г.


Похожие материалы:

Немає коментарів :