Актуальні новини:


пʼятниця, 1 липня 2011 р.

Топ событий за Июнь 2011

Обжалование решений налоговых органов

Возможность обжаловать неправомерные действия либо решения субъекта властных полномочий — одна из базовых гарантий, предоставленных участникам правоотношений. Процедурным нюансам ее реализации в отношениях с налоговыми органами посвящен тематический номер газеты, ознакомившись с которым читатель сможет узнать о порядке административного и судебного обжалования решений налоговиков.

Особое внимание уделено нововведениям, обусловленным вступлением в силу Налогового кодекса Украины. Среди них — необходимость подачи при выборе административной процедуры жалобы не в тот же орган, который принял обжалуемое решение, как это было раньше, а в вышестоящий по отношению к нему налоговый орган. В статье приведен пример составления жалобы на налоговое уведомление-решение.

Детально рассмотрена процедура судебного обжалования, даны ответы на вопросы о том, в какой суд и в какие сроки необходимо подавать иск на решение налогового органа, как происходит рассмотрение дела, приведены примеры составления иска и ходатайства о приостановлении действия обжалуемого налогового акта.

О формировании налогового кредита по кассовым чекам

ГНАУ в своем письме настаивает на том, что если налогоплательщик получил кассовый чек, в котором общая сумма полученных товаров / услуг превышает 200 грн. (без НДС), то он не имеет права на основании этого чека отнести в налоговый кредит ни всю сумму НДС, уплаченную при приобретении таких товаров / услуг, ни ее часть.

В комментарии к письму приведены аргументы против такой позиции: возможность отнести на налоговый кредит ту часть НДС, которая не превышает установленный барьер, следует из формулировки абз. «б» п. 201.11 НКУ, ведь в нем нет привязки предельной суммы к одной конкретной покупке, подпункт выдвигает условие о непревышении суммы покупки (200 грн. без НДС) за день. Однако для тех, кто не готов спорить с налоговыми органами, вывод один: если сумма по чеку РРО больше 240 грн. — требуйте налоговую накладную.

Письмо Государственной налоговой администрации Украины
от 22.04.2011 г. № 7680/6/16-1515-20

Новая «упрощенка»: готовность № 1

В. Смердов

В статье даны ответы на вопросы, которые сегодня волнуют весьма многочисленный круг субъектов хозяйствования — как самих упрощенцев, так и тех, кто с ними работает. Интерес к данной теме во многом обусловлен намерениями парламента в ближайшее время внести изменения в законодательство об упрощенной системе налогообложения.

Обращено внимание на предусмотренные рассматриваемым сегодня Верховной Радой законопроектом критерии, соответствие которым позволит находиться на упрощенной системе налогообложения. На основании этих критериев выделено четыре группы упрощенцев, для каждой из которых установлен свой объем доходов и свое предельное количество работников. Среди новшеств в части ставок единого налога, которые в ближайшее время могут воплотиться в жизнь, но пока еще существуют лишь в виде проекта, названы: 1) ликвидация 50 % доплаты за каждого работника для физлиц-единоналожников; 2) привязка ставок налога для двух категорий физлиц-единоналожников к минзарплате на 1 января соответствующего года; 3) установление адвалорной ставки для одной из категорий физлиц; 4) общее снижение ставок налога.


Школа правовых знаний. Вам письмо, или Каков статус налоговых консультаций?

Е. Уварова

НКУ по сравнению с действовавшим до 01.01.2011 г. Законом Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III несколько изменил статус налоговых консультаций: он не предусматривает возможности издания налоговыми органами обобщающих налоговых разъяснений, не устанавливает приоритетности консультации в зависимости от ранга предоставившего ее органа, но в то же время предоставляет налогоплательщикам право судебного обжалования тех налоговых консультаций, которые противоречат действующему законодательству.

В статье рассмотрены вопросы о том, какой из налоговых консультаций можно воспользоваться для освобождения налогоплательщика от ответственности, какие из ответов налоговых органов можно обжаловать и в каких ситуациях это стоит сделать.


Исправление ошибок в декларации по НДС

Тематический номер полностью посвящен одной из наиболее актуальных на сегодня для каждого бухгалтера проблем. В связи с его неоднозначностью подробно раскрытыобщие правила исправления самостоятельно выявленных НДС-ошибок, в том числе даны ответы на вопросы о применении сроков давности, предусмотренных ст. 102 НКУ в целях самоисправления, возможности самостоятельного исправления допущенной ранее ошибки, связанной с занижением налоговых обязательств, в составе декларации по НДС за какой-либо из следующих налоговых периодов, о порядке начисления пени в случае выявления занижения налоговых обязательств и штрафах, применяемых за ошибки, допущенные в декларации по НДС, в период с 01.01.2011 г. по 30.06.2011 г.

Из материалов номера можно узнать, в каком порядке отражаются в уточняющем расчете записи о корректировках налоговых обязательств и налогового кредита, связанных со старыми ошибками, нужно ли при самостоятельном исправлении в уточняющем расчете (приложении к декларации) ошибки, связанной с занижением НО по НДС, отдельно уплачивать сумму недоплаты, если сумма отрицательного значения, отраженного в текущей декларации, превышает сумму ошибки.

На отдельные дискуссионные вопросы приведены ответы специалистов официальных органов.


Новая отчетность по налогу на прибыль с 01.07.2011 г.

По итогам II квартала 2011 года (т. е. до 10.08.2011 г.) должна быть подана декларация по прибыли по новой форме, которая заблаговременно утверждена приказом ГНАУ от 28.02.2011 г. № 114.

В письме ГНАУ обратила внимание на вопрос исправления ошибок в связи с применением новой декларации. Так, если ошибка обнаружена до 01.07.2011 г., то ее надо исправлять через «старый» уточняющий расчет (УР) — приложение к Порядку № 143; после 01.07.2011 г., то ее надо исправлять через «новую» уточняющую декларацию, утвержденную приказом № 114, которая по сути будет выполнять роль уточняющего расчета, если в шапке декларации поставить отметку в поле 1 напротив ячейки «Уточнююча», либо как вариант подождать сроков отчетности за II квартал и исправиться в текущей декларации.

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 26.05.2011 г. № 14847/7/15-0317


Консолидированный налог на прибыль: обновленный порядок выбора

И. Хмелевский

НКУ, как и ранее действовавшее законодательство, предлагает предприятиям, имеющим обособленные подразделения, два варианта решения вопроса о том, как эффективно уплачивать налог на прибыль: либо уплачивать налог в общем порядке, либо перейти на консолидированную его уплату. В статье подробно рассмотрены обновленные правила такого перехода, даны ответы на вопросы о том, как рассчитывается сумма налога, уплачиваемая головным предприятием за филиалы, может ли вновь созданное предприятие в первый год своей деятельности перейти на уплату консолидированного налога, как отчитываться при уплате консолидированного налога и какую налоговую отчетность при этом подает головное предприятие, а какую — филиалы.

В статье внимание читателей обращается на то, что для перехода на консолидированную уплату налога с 2012 года следует уведомить об этом органы ГНС по местонахождению головного предприятия и его филиалов не позднее 30.06.2011 г., в расходы обособленного подразделения попадает амортизация основных средств, выделенных головным предприятием такому подразделению, а также на целый ряд других нюансов.

Ответственность за своевременное и полное внесение сумм налога в бюджет территориальной громады по местонахождению обособленных подразделений несет головное предприятие.


Прекращение трудовых отношений

В тематическом номере представлен анализ всех предусмотренных действующим законодательством оснований для расторжения трудового договора, наиболее часто используемыми из которых традиционно выступают прекращение трудовых отношений по соглашению сторон, прекращение трудового договора в связи с окончанием срока его действия, расторжение трудового договора по инициативе работника либо работодателя.

Особое внимание уделено процедурным нюансам прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя в связи с возможными негативными последствиями, которые могут наступать при нарушении порядка такого увольнения.

Все более актуальными в практике хозяйственных отношений становятся основания для увольнения, предусмотренные контрактом, поэтому данный вопрос также раскрыт в тематическом номере.

Интерес для кадровой службы предприятия и бухгалтера представляют приведенные в номере требования к порядку документального оформления увольнения и окончательному расчету с уволенным сотрудником.


НДС-изменения: отмена льготы по консалтинговым, инжиниринговым, бухгалтерским и прочим услугам

В результате внесения изменений в НКУ, которые вступили в силу 01.07.2011 г., в частности отменен п.п. 196.1.14, в связи с чем консультационные, инжиринговые, информатизационные, бухгалтерские, юридические и прочие услуги, перечисленные в п.п. «в» п. 186.3 НКУ, снова стали объектом обложения НДС.

Закон Украины

«О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и о ставках вывозной (экспортной) таможенной пошлины на некоторые виды зерновых культур» от 19.05.2011 г. № 3387-VI


Налоговая малоценка: особенности учета

Л. Солошенко

В статье рассмотрены учетные аспекты приобретения, амортизации, ремонтов и улучшений, переоценки (индексации), продажи, аренды, а также списания (ликвидации) МНМА.

Среди основных выводов статьи:

— в налоговом учете МНМА не относятся к основным средствам, а считаются прочими необоротными активами;

— объекты МНМА подлежат амортизации как в бухгалтерском, так (с 01.04.2011 г.) и в налоговом учете;

— расходы на ремонты и улучшения МНМА в налоговом учете относятся в состав «налоговых» расходов;

— при аренде МНМА арендодатель относит сумму начисленной арендной платы в «налоговые» доходы, а арендатор — в «налоговые» расходы;

— при инвентаризации в «налоговую» группу 11 «МНМА» зачисляли объекты с первоначальной стоимостью менее 1000 грн. и ожидаемым сроком службы более 1 года.


Аннулирование НДС-регистрации

Аннулирование регистрации плательщика НДС всегда было актуальной темой. Вступление в силу НКУ и последовавшие после этого действия налоговых органов придали ей особой остроты, обусловившей необходимость посвятить вопросам аннулирования НДС-свидетельства отдельный тематический номер.

В номере раскрыто каждое из оснований аннулирования регистрации плательщика НДС и описана процедура аннулирования НДС-регистрации по инициативе плательщика и по инициативе налогового органа.

Даны ответы на вопросы, связанные с условной поставкой и прочими последствиями НДС-«разрегистрации»: в каком периоде производить условную поставку; что подлежит условной поставке; каков механизм осуществления условной поставки.

Уделено также внимание наиболее волнующим налогоплательщиков вопросам принудительной НДС-«разрегистрации»: может ли остаться плательщиком НДС предприниматель — плательщик этого налога, который принял решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, есть ли риск лишиться НДС-регистрации у плательщика, длительное время не осуществляющего деятельность и подающего пустые декларации, может ли привести к аннулированию свидетельства плательщика НДС непредоставление госрегистратору регистрационной карточки с подтверждением сведений о юрлице — плательщике НДС и многим другим.


Порядок отражения беспроцентного займа в налоговом и бухгалтерском учете

Н. Белова

В статье дано общее представление о договоре займа, освещен порядок учета беспроцентного займа у плательщика налога на прибыль и плательщика единого налога.

Уделено внимание нюансам налогового учета займа, полученного от учредителя. Раскрыты переходные моменты (возвратная финансовая помощь получена до 01.04.2011 г., а должна быть возвращена после 01.04.2011 г.).

«Налоги и бухгалтерский учет», 2011

Похожие материалы:

Немає коментарів :