В соответствии с приказом № 1637 плательщики единого налога первой и второй групп и плательщики единого налога третьей группы, не являющиеся плательщиками НДС, ведут книгу учета доходов путем ежедневного, по итогам рабочего дня, отражения полученных доходов.
Плательщики единого налога первой группы представляют в орган ГНС налоговую декларацию плательщика единого налога в срок, установленный для годового налогового (отчетного) периода, в которой отражаются объем полученного дохода, ежемесячные авансовые взносы.
Плательщики единого налога второй и третьей групп представляют в орган ГНС налоговую декларацию плательщика единого налога в сроки, установленные для квартального налогового (отчетного) периода.
Плательщики единого налога третьей группы, являющиеся плательщиками НДС, ведут учет доходов и расходов.
В соответствии с п. 296.10 ст. 296 Налогового кодекса плательщики единого налога первой — третьей групп не применяют РРО.
Вместе с тем Закон об РРО распространяется на всех субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг.
Следовательно, согласно п. 8 ст. 3 Закона об РРО субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны реализовывать товары (предоставлять услуги) при условии наличия ценника на товар (меню, прейскуранта, тарифа на предоставляемую услугу) в денежной единице Украины.
Также субъекты хозяйствования должны вести в порядке, установленном законодательством, учет товарных запасов на складах и/или по месту их реализации, осуществлять продажу только товаров, отраженных в таком учете, за исключением продажи товаров лицами, которые в соответствии с законодательством облагаются налогом по правилам, не предусматривающим ведение учета объемов реализованных товаров (предоставленных услуг), и предоставлять покупателю товаров (услуг) по его требованию чек, накладную или другой письменный документ, удостоверяющий передачу права собственности на них от продавца к покупателю в целях выполнения требований Закона о защите прав потребителей. Нарушение этого правила влечет за собой ответственность, предусмотренную указанным Законом, но не может быть основанием для применения к нарушителю административных или финансовых санкций, предусмотренных законодательством по вопросам налогообложения, в соответствии с требованиями пунктов 12 и 15 ст. 3 Закона об РРО.
Кроме того, согласно пп. 16.1.5 п. 16.1 ст. 16 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны представлять на надлежащим образом оформленное письменное требование контролирующих органов (в случаях, определенных законодательством) документы по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность, другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Пунктом 44.1 ст. 44 Налогового кодекса определено, что налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.
Налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных в п. 44.1 ст. 44 вышеуказанного Кодекса, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления — с предусмотренного этим Кодексом предельного срока представления такой отчетности (абзац первый п. 44.3 ст. 44 Налогового кодекса).
Порядок формирования первичных бухгалтерских документов регламентируется Законом о бухучете и Положением № 88.
В соответствии со ст. 1 Закона о бухучете первичный документ — документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление.
Пунктами 1 и 2 ст. 9 вышеуказанного Закона определено, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующиефакты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены при осуществлении хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.
Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных или машинных носителях и должны иметь следующие обязательные реквизиты:
Согласно п. 2 Положения № 88 первичные документы — это документы, созданные в письменной или электронной форме, которые фиксируют и подтверждают хозяйственные операции, включая распоряжения и разрешения администрации (собственника) на их проведение.
Хозяйственные операции — это факты предпринимательской и другой деятельности, влияющие на состояние имущества, капитала, обязательств и финансовых результатов.
При реализации товаров за наличные допускается составление первичного документа не реже одного раза в день на основании данных кассовых аппаратов, чеков и т. п.
Документ должен быть подписан лично, а подпись может быть скреплена печатью. Электронная подпись налагается в соответствии с законодательством об электронных документах и электронном документообороте. Использование при оформлении первичных документов факсимильного воспроизведения подписи допускается в порядке, установленном законом, другими актами гражданского законодательства (пп. 2.5 п. 2 Положения № 88).
Ответственность за нарушение установленных законодательством сроков хранения документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также документов, связанных с выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, предусмотрена ст. 121 Налогового кодекса.
Так, согласно этой статье необеспечение налогоплательщиком хранения первичных документов, учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в течение установленных ст. 44 Налогового кодекса сроков их хранения и/или непредоставление плательщиком контролирующим органам оригиналов документов либо их копий при осуществлении контроля в случаях, предусмотренных этим Кодексом, влекут за собой наложение штрафа в размере 510 грн.
Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года применялся штраф за такое же нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн.
В соответствии с п. 297.3 ст. 297 Налогового кодекса плательщик единого налога выполняет предусмотренные этим Кодексом функции налогового агента при начислении (выплате, предоставлении) облагаемых налогом на доходы физических лиц доходов в пользу физического лица, состоящего с ним в трудовых или гражданско-правовых отношениях.
В случае неудержания налога на доходы физических лиц при выплате дохода гражданам (в том числе за приобретенные у них товары, работы, услуги) к налогоплательщикам применяются штрафные санкции как к налоговому агенту, предусмотренные п. 127.1 ст. 127 Налогового кодекса, и на сумму налогового долга начисляется пеня по окончании сроков погашения согласованного денежного обязательства согласно пп. 129.1.1 п. 129.1 ст. 129 этого Кодекса.
При этом за непредставление, представление с нарушением установленных сроков, представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммах удержанного из них налога на налогового агента налагается штраф в соответствии с п. 119.2 ст. 119 Налогового кодекса.
Кроме того, за неудержание или неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц при выплате физическому лицу доходов, неуведомление или несвоевременное уведомление государственным налоговым органом по установленной форме сведений о доходах граждан предусмотрена административная ответственность согласно ст. 1634 КоАП в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от двух (34 грн.) до трех (51 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а при повторном нарушении в течение года — штраф в размере от трех (51 грн.) до пяти (85 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Перечень использованных документов
Похожие материалы:
Плательщики единого налога первой группы представляют в орган ГНС налоговую декларацию плательщика единого налога в срок, установленный для годового налогового (отчетного) периода, в которой отражаются объем полученного дохода, ежемесячные авансовые взносы.
Плательщики единого налога второй и третьей групп представляют в орган ГНС налоговую декларацию плательщика единого налога в сроки, установленные для квартального налогового (отчетного) периода.
Плательщики единого налога третьей группы, являющиеся плательщиками НДС, ведут учет доходов и расходов.
В соответствии с п. 296.10 ст. 296 Налогового кодекса плательщики единого налога первой — третьей групп не применяют РРО.
Вместе с тем Закон об РРО распространяется на всех субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг.
Следовательно, согласно п. 8 ст. 3 Закона об РРО субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны реализовывать товары (предоставлять услуги) при условии наличия ценника на товар (меню, прейскуранта, тарифа на предоставляемую услугу) в денежной единице Украины.
Также субъекты хозяйствования должны вести в порядке, установленном законодательством, учет товарных запасов на складах и/или по месту их реализации, осуществлять продажу только товаров, отраженных в таком учете, за исключением продажи товаров лицами, которые в соответствии с законодательством облагаются налогом по правилам, не предусматривающим ведение учета объемов реализованных товаров (предоставленных услуг), и предоставлять покупателю товаров (услуг) по его требованию чек, накладную или другой письменный документ, удостоверяющий передачу права собственности на них от продавца к покупателю в целях выполнения требований Закона о защите прав потребителей. Нарушение этого правила влечет за собой ответственность, предусмотренную указанным Законом, но не может быть основанием для применения к нарушителю административных или финансовых санкций, предусмотренных законодательством по вопросам налогообложения, в соответствии с требованиями пунктов 12 и 15 ст. 3 Закона об РРО.
Кроме того, согласно пп. 16.1.5 п. 16.1 ст. 16 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны представлять на надлежащим образом оформленное письменное требование контролирующих органов (в случаях, определенных законодательством) документы по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность, другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Пунктом 44.1 ст. 44 Налогового кодекса определено, что налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.
Налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных в п. 44.1 ст. 44 вышеуказанного Кодекса, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления — с предусмотренного этим Кодексом предельного срока представления такой отчетности (абзац первый п. 44.3 ст. 44 Налогового кодекса).
Порядок формирования первичных бухгалтерских документов регламентируется Законом о бухучете и Положением № 88.
В соответствии со ст. 1 Закона о бухучете первичный документ — документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление.
Пунктами 1 и 2 ст. 9 вышеуказанного Закона определено, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующиефакты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены при осуществлении хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.
Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных или машинных носителях и должны иметь следующие обязательные реквизиты:
- название документа (формы);
- дату и место составления;
- название предприятия, от лица которого составлен документ;
- содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;
- должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.
Согласно п. 2 Положения № 88 первичные документы — это документы, созданные в письменной или электронной форме, которые фиксируют и подтверждают хозяйственные операции, включая распоряжения и разрешения администрации (собственника) на их проведение.
Хозяйственные операции — это факты предпринимательской и другой деятельности, влияющие на состояние имущества, капитала, обязательств и финансовых результатов.
При реализации товаров за наличные допускается составление первичного документа не реже одного раза в день на основании данных кассовых аппаратов, чеков и т. п.
Документ должен быть подписан лично, а подпись может быть скреплена печатью. Электронная подпись налагается в соответствии с законодательством об электронных документах и электронном документообороте. Использование при оформлении первичных документов факсимильного воспроизведения подписи допускается в порядке, установленном законом, другими актами гражданского законодательства (пп. 2.5 п. 2 Положения № 88).
Ответственность за нарушение установленных законодательством сроков хранения документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также документов, связанных с выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, предусмотрена ст. 121 Налогового кодекса.
Так, согласно этой статье необеспечение налогоплательщиком хранения первичных документов, учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в течение установленных ст. 44 Налогового кодекса сроков их хранения и/или непредоставление плательщиком контролирующим органам оригиналов документов либо их копий при осуществлении контроля в случаях, предусмотренных этим Кодексом, влекут за собой наложение штрафа в размере 510 грн.
Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года применялся штраф за такое же нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн.
В соответствии с п. 297.3 ст. 297 Налогового кодекса плательщик единого налога выполняет предусмотренные этим Кодексом функции налогового агента при начислении (выплате, предоставлении) облагаемых налогом на доходы физических лиц доходов в пользу физического лица, состоящего с ним в трудовых или гражданско-правовых отношениях.
В случае неудержания налога на доходы физических лиц при выплате дохода гражданам (в том числе за приобретенные у них товары, работы, услуги) к налогоплательщикам применяются штрафные санкции как к налоговому агенту, предусмотренные п. 127.1 ст. 127 Налогового кодекса, и на сумму налогового долга начисляется пеня по окончании сроков погашения согласованного денежного обязательства согласно пп. 129.1.1 п. 129.1 ст. 129 этого Кодекса.
При этом за непредставление, представление с нарушением установленных сроков, представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммах удержанного из них налога на налогового агента налагается штраф в соответствии с п. 119.2 ст. 119 Налогового кодекса.
Кроме того, за неудержание или неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц при выплате физическому лицу доходов, неуведомление или несвоевременное уведомление государственным налоговым органом по установленной форме сведений о доходах граждан предусмотрена административная ответственность согласно ст. 1634 КоАП в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от двух (34 грн.) до трех (51 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а при повторном нарушении в течение года — штраф в размере от трех (51 грн.) до пяти (85 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Татьяна Федченко,начальник отдела налогообложения самозанятых лиц Управления администрирования налогов на доходы физических лиц Департамента налогообложения физических лиц ГНС Украины
- КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X
- Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI
- Закон о бухучете — Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»
- Закон о защите прав потребителей — Закон Украины от 12.05.91 г. № 1023-ХІІ «О защите прав потребителей»
- Закон об РРО — Закон Украины от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг»
- Приказ № 1637 — приказ Минфина Украины от 15.12.2011 г. № 1637 «Об утверждении форм книги учета доходов и книги учета доходов и расходов и порядков их ведения»
- Положение № 88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина Украины от 24.05.95 г. № 88
Немає коментарів :
Дописати коментар