"Нововведения" в Налоговый Кодекс Украины.
Лето 2012 г. оказалось «жарким» в прямом и переносном смысле слова. Этим летом вступил в действие Таможенный Кодекс Украины, ряд Законов Украины, вносящих поправки в Налоговый Кодекс Украины и что не удивительного и в Таможенный Кодекс:
«О внесении изменений в Налоговый Кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм» №4834-VI от 24.05.2012 г. (далее за текстом – Закон №4834), который вступил в силу с 01 июля 2012 г.
«О внесении изменений в Налоговый и Таможенный кодексы Украины относительно согласования их отдельных норм» №4915-VI от 17.06.2012 г. (далее за текстом – Закон №4915), который вступил в силу с 08 июля 2012 г.
Очевидно, что Законами внесены существенные поправки в налоговый кодекс. Законодатели вынуждены устранять пробелы законодательства. Каждая поправка в кодекс есть следствием жизненных нестыковок, споров между налоговой службой и налогоплательщиками, потерь налогоплательщиков из-за несостоятельности действующего законодательства. Жаль, что с таким опозданием, принимаются нужные изменения в кодекс. Как говорится: «Лучше поздно, чем никогда». Но наряду с «полезными» оправками, появляются новые и новые вопросы и нестыковки. Видимо, предстоит долгий и нелегкий путь налогового реформирования. Сегодняшние изменения, это не конец мытарства, а только начало. И чем больше поправок, тем тяжелее налогоплательщику разобраться с изменениями, поэтому мы в очередной раз попробуем предложить к рассмотрению наши комментарии к принятым изменениям в Налоговый кодекс.
Законом №4834 внесены коррективы практически во все разделы НКУ. Законом №4915 внесены изменения преимущественно в раздел V, поскольку Закон №4915 принят с целью согласования и усовершенствования норм НКУ и Таможенного Кодекса Украины (далее за текстом ТКУ). Новшества напрямую касаются НДС, поэтому об изменениях, внесенных Законом №4915, речь пойдет в разделе НДС. А пока остановимся на коррективах Закона №4834.
Изменения в первый раздел кодекса менее заметны на общем фоне новшеств, но от этого не менее значимы. В основном они касаются терминологии, о чем речь пойдет ниже.
Изменения в раздел ІІ НКУ «Администрирование налогов и сборов…»
1. Налоговая отчетность
Закон №4834 подкорректировал формулировку ст. 46.6. НКУ, которая раньше носила двоякую трактовку. Новшества однозначно законодательно закрепили новую формулировку ст. 46.6: «до определения новых форм деклараций (расчетов), которые вступают в силу для составления отчетности за налоговый период, наступающий за налоговым периодом, в котором произошло их опубликование, являются действующими формы деклараций (расчетов), действовавшие до такого определения». Надеемся, отныне у налогоплательщиков не будет вызывать сомнение однозначность применения статьи.
Своеобразной корректировкой главы о налоговой отчетности стало устранение подписания отчетности директором дважды (при отсутствии бухгалтера на предприятии). Если раньше при отсутствии на предприятии должности бухгалтера, директор вынужден был расписываться в декларации дважды - за себя и за лицо, ответственное за ведение бухучета, то с внесением изменений, директор может подписать отчетность лично за себя.
2. Налоговые консультации и проверки
Целью налоговой консультации служит разъяснение действующих норм налогового законодательства, а не изменение действующих или введение новых. Соответственно, обобщающие налоговые консультации нельзя рассматривать как нормативно-правовые акты, а потому нет необходимости их обнародовать именно в печатном издании. Соответственно, обобщающие консультации могут быть опубликованы как в печатных ресурсах, так и в Интернет-ресурсах. Именно о возможности предоставления обобщающих налоговых консультаций с помощью Инернет-ресурсов речь идет в дополнении к ст. 56.2, принятом Законом №4834. Несомненно, новшество имеет плюсы и минусы. Хотелось бы, чтобы нововведение позволило представителям налоговой службы оперативно обобщать налоговые консультации, дабы законодательство было понятнее и проще в применении.
В области проверок привлекательным новшеством можно отметить тот факт, что налоговая служба с 01 июля 2012 г. утратила право требовать пояснения от налогоплательщиков по вопросам, возникающим во время проверок. Пояснения налогоплательщики смогут предоставлять только по желанию.
Это не единственное новшество в области проверок. Изменения коснулись актов документальной невыездной проверки и ряда других вопросов, которые надеемся, сможем рассмотреть в отдельной публикации.
3. Налоговое уведомление и налоговый залог
Благодаря новшествам, с 01 июля 2012 г. налоговая служба имеет право направлять налоговые уведомления только при сумме свыше 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (раннее эта сумма равнялась 17 грн.). Если сумма долга налогоплательщика меньше утвержденной законом, то она накапливается путем начисления пени и по достижению 340 грн. (20 необлагаемых минимумов), направляется налогоплательщику уведомление.
При наличии у налогоплательщика налогового долга свыше 340 грн. к нему применяется налоговый залог (до указанной суммы - не применяется). Законом №4834 внесена корректировка относительно основания прекращения налогового залога, указанного в п.п. 93.1.3. До изменений основанием был назван факт принятия соответствующего решения судом, что некорректно, т.к. судебное решение обязательно для исполнения только с момента вступления в силу. Благодаря изменениям, основанием считается «вступление в силу соответствующего решения суда о прекращении налогового залога в пределах процедур, определенных законодательством по вопросам банкротства».
Нововведения в кодекс отныне позволяют налогоплательщику самостоятельно продать имущество, которое находится в налоговом залоге, при условии, что принято соответствующее решение о продаже имущества. Для продажи необходимо отдельное письменное согласие налоговой службы. Согласие не предоставляется, если рассматриваемая продажа имущества снижает платежеспособность налогоплательщика. Все денежные средства от продажи залогового имущества направляются на погашение налогового долга.
Обратите внимание: если налогоплательщику направлено налоговое уведомление, а после сумма налогового долга изменилась, то новое налоговое уведомление не направляется.
4. Постановка на налоговый учет
Порядок постановки на налоговый учет претерпел кардинальных изменений, но новый порядок вступит в действие только с 17 декабря 2012 г. одновременно с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по взятию на учет юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» от 24.05.2012 г. № 4839-VI.
Отсрочка вступления новшеств связана с подготовкой к практическому внедрению нового порядка.
Нововведения свидетельствуют, что взятие на налоговый учет юридических и физических лиц будет осуществляться путем получения выписки из Единого государственного реестра юридических и физических лиц (сегодня получается справка 4-ОПП).
Выписка из реестра будет содержать данные о взятии на учет в органе налоговой службы, органе статистики и Пенсионном фонде Украины, а также данные об основном виде деятельности и т.д. Такая выписка из Единого государственного реестра будет предоставляться в банк при открытии текущего либо иного счета (п. 69.1 НКУ).
Очевидно, что по данным изменениям, еще будет принят ряд нормативных актов соответствующих государственных служб и органов.
Изменения в раздел ІІІ НКУ «Налог на прибыль»
1. Перенос убытков прошлых лет
К наиболее существенным нововведениям можно отнести изменения, касающиеся переноса убытков прошлых лет по налогу на прибыль. С возможностью переноса убытков, возникших до принятия налогового кодекса, представители налоговой службы не соглашалась, разрешали переносить только убытки «эры НКУ».
Законом №4834 внесены изменения в раздел XX «Переходные положения» НКУ. Новшества определяют новую методику переноса убытков, образовавшихся по состоянию на 01.01.2012 г. (с учетом отрицательного значения объекта налогообложения за 2010 год). Если у налогоплательщика за 2011 г. доход составил 1 (один) млн. грн., то такой налогоплательщик может перенести убытки прошлых лет в общем порядке - убытки, возникшие по состоянию на 01.01.2012 г., включаются в расходы по итогам I полугодия 2012 года и будут учитываться до полного погашения такого отрицательного значения. Если у налогоплательщика за 2011 г. доход составил свыше 1 (одного) млн. грн., то такой налогоплательщик убытки, возникшие по состоянию на 01.01.2012 г., погашает на протяжении 4 лет (в 2012 - 2015 гг.) равномерно по 25 % от суммы возникшего отрицательного значения по предложенной законодателями схеме. Если за 2012-2015 гг. сумма убытков не погашается, то она теряется для налогоплательщика окончательно. Возможно, данная позиция будет пересмотрена, но на сегодня она остается в таком виде.
2. Включение общепроизводственных расходов в расходы в налоговом учете
Последние изменения коснулись уточнения времени включения в расходы в налоговом учете нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов. Благодаря новшествам, нераспределенные постоянные общепроизводственные расходы разрешено включать в расходы в налоговом учете в периоде их возникновения, без ожидания периода возникновения дохода.
3. Расходы по специальной одежде и специальному питанию
Закон №4834 уточнил, что в «налоговые» расходы попадают расходы на обеспечение наемных работников специальной (форменной) одеждой, обувью, моющими и обеззараживающими средствами, средствами индивидуальной защиты, а также продуктами специального питания, не только утвержденные Кабинетом Министров Украины, но и согласно отраслевым нормам бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Поскольку перечень возможных норм для применения расширен, то целесообразно заняться поиском, дабы законно включать расходы в налоговом учете.
4. Ремонт основных средств в рамках 10% лимита
До внесения изменений ремонт административных, сбытовых и прочих основных средств отражался в налоговом учете в затратах того периода, в котором производили ремонт. Только ремонт основных средств, производственного и общепроизводственного назначения, путем распределения включался в производственную себестоимость и списывался в расходы только после реализации продукции. Как следствие, возникали временные налоговые разницы.
После корректировки п. 146.12 НКУ предполагает единый порядок списания ремонтных расходов, хотя из-за наличия 10%-го лимита полного равенства бухгалтерских и налоговых показателей не достичь.
5. Курсовые разницы, неприбыльные организации и прочие изменения
Долгое время некорректная формулировка ст. 153.1 вызывала обсуждение методики расчета и различные домыслы в отражении в учете операций по приобретению и покупке иностранной валюты. Законом подкорректированы положения относительно приобретения и продажи иностранной валюты. Видимо, это очередная попытка устранить недоработку, правда, правда, пока не очень успешная. Но это отдельная тема для обсуждения.
Благодаря новшествам расширен список неприбыльных организаций. Выделены отдельными пунктами в списке неприбыльных организаций - организации работодателей и их объединений, а также садоводческие и гаражные кооперативы или общества. Соответственно, у данных предприятий автоматически меняется порядок учета.
Законом №4834 подкорректированы статьи об амортизации созданных нематериальных активов, о выплатах нерезидентам за рекламу. Обращаем внимание, это не полный перечень изменений, а только самые основные, дабы ознакомиться с новшествами.
Изменения в раздел ІV НКУ «Налог c доходов физических лиц»
Закон №4834 внес изменения и в ІV раздел Налогового кодекса, соответственно изменения коснулись физических лиц.
1. Перерасчет НДФЛ.
Новшествами откорректирован порядок перерасчета НДФЛ. Работодатель при проведении перерасчета НДФЛ лицам, у которых база налогообложения доходов в каком-либо месяце превысила 10-кратный размер минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного года, руководствуется абзацем вторым п. 167.1 НКУ.
2. Отчетность по НДФЛ.
Изменен порядок подачи в налоговую службу декларации по НДФЛ. Отныне обязанность подать декларацию закреплена у налогоплательщика, который в течение отчетного года получал доходы в виде заработной платы и вознаграждений по гражданско-правовым договорам от двух и более налоговых агентов, при этом общая годовая сумма таких доходов превысила 120 размеров минимальной зарплаты, установленной законом на 1 января отчетного налогового года.
3. Дополнительное благо и необлагаемый доход
Благодаря нововведениям, в необлагаемый доход отныне можно включать: индексацию пенсий; компенсационные выплаты в иностранной валюте работникам дипломатической службы; доходы от операций с валютными ценностями (кроме ценных бумаг), связанных с переходом права собственности на такие валютные ценности, а также инвестиционная прибыль от операций с долговыми обязательствами НБУ.
Обратите внимание, в налогооблагаемый доход не включается стоимость использования жилья, других объектов материального или нематериального имущества, принадлежащего работодателю, предоставленных налогоплательщику в бесплатное пользование, если такое предоставление обусловлено выполнением плательщиком налога трудовой функции в соответствии с трудовым договором (контрактом) или предусмотрено нормами коллективного договора. Иными словами, доход от использования жилья и прочего имущества, предоставленных работнику в бесплатное пользование, не облагается НДФЛ при выполнении одновременно двух условий: имущество принадлежит работодателю на праве собственности и предоставление в пользование обусловлено выполнением плательщиком налога трудовой функции.
Изменения в раздел V НКУ «Налог на добавленную стоимость»
1. Налоговая накладная: форма и срок регистрации
Одним из важных для каждого налогоплательщика НДС стали изменения, которые коснулись налоговых накладных. Отныне, покупатель может выбирать форму налоговой накладной: бумажную или электронную, если данная налоговая накладная регистрируется в Едином реестре налоговых накладных (далее за текстом ЕРНН). Если предоставляется электронная налоговая накладная, то бумажную составлять не обязательно. Если налоговая накладная не регистрируется в ЕРНН, то она формируется не зависимо от пожелания покупателя – в бумажном виде.
Новшествами уменьшен срок регистрации налоговых накладных в ЕРНН. С 01 июля 2012 г. налоговую накладную нужно зарегистрировать в течение 15 календарных дней, следующих за днем ее составления. Кроме того, налоговая накладная может быть предоставлена покупателю до регистрации в ЕРНН, о чем внесены изменения в п. 201.10 НКУ.
2. Добровольное получение статуса плательщика НДС, срок получения свидетельства
Одной из радостных новостей стало изменение в п. 182.1 НКУ. С 01 июля 2012 г. для получения статуса плательщика НДС достаточно только одного желания налогоплательщика, устранены все лишние ограничения. Для обязательной регистрации плательщиком НДС условия регистрации и сроки подачи заявления не изменились. Уменьшены срок получения свидетельства плательщика НДС с 10 до 5 рабочих дней. Видимо очень выгодно государству, дабы численность налогоплательщиков НДС значительно увеличилась.
3. Новшества в рамках аннулирования НДС
Законом №4834 утверждены даты аннулирования НДС. Согласно, п. 184.2 НКУ, аннулирование регистрации осуществляется на дату:
- подачи заявления плательщиком налога или принятия решения органом государственной налоговой службы об аннулировании регистрации, если в свидетельстве о регистрации плательщика налога не был определен предельный срок действия;
- указанную в судебном решении;
- окончания срока действия свидетельства о регистрации плательщика налога;
- предшествующую дню утраты лицом статуса плательщика налога на добавленную стоимость.
Одним из наименее «радостных новшеств», следует отметить введенную обязательность включения в условную поставку при аннулировании НДС услуг, по которым прежде декларировался налоговый кредит и который остался не использованным в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности. Теперь при планировании аннулирования свидетельства НДС следует проверить все активы, в т.ч. услуги относительно использования в хозяйственной деятельности и при необходимости откорректировать.
4. Налоговый кредит при смене назначения использования товаров, услуг…
Благодаря новшествам, разрешено отражать (восстанавливать) налоговый кредит налогоплательщиком при переходе товаров, услуг из льготных (нехозяйственных) операций в облагаемую деятельность или при переводе непроизводственных необоротных активов в производственные. Причем количество переходов и переводов не имеет значения. Основанием для восстановления налогового кредита является бухгалтерская справка. Несомненно «повысилась» значимость бухгалтерской справки в налоговом учете. Видимо отныне бухгалтерской справки будет достаточно для включения в налоговый кредит сумм НДС уплаченных (начисленных) при приобретении товаров/услуг, необоротных активов, которые ранее не использовались, но с определенного момента начинают использоваться в облагаемых операциях.
В статье рассмотрены не все новшества НДС. Изменения коснулись также вопросов распределения входного НДС, особенностей учета НДС в туристической деятельности, «металлоломной» льготы, НДС в сельскохозяйственной деятельности и т.п.
Очевидно, что Закон №4834 внес ряд существенных изменений относительно вопросов, касающихся как отдельных налогоплательщиков, так и всех налогоплательщиков НДС в целом. Не менее значимые новшества в раздел «НДС» налогового кодекса внесены Законом №4915. Этот закон внес поправки в целый ряд терминов. Во избежание двузначности и противоречия терминологии налогового и таможенного кодексов, в НКУ законодатели дали ссылку, что термины, касающиеся таможни трактуются, согласно ТКУ. К таким относятся такие термины, как магазин беспошлинной торговли, таможенные режимы, международное экспресс - отправление, международное почтовое отправление и ряд других терминов.
Законом №4915 внесены изменения в ст. 190 НКУ, которыми на законодательном уровне закреплено, что базой обложения НДС для товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины, является договорная (контрактная) стоимость, но не ниже таможенной стоимости этих товаров, определенной в соответствии с разделом III ТКУ, с учетом пошлины и акцизного налога, которые подлежат уплате и включаются в цену товаров.
Но лидером среди новшеств, несомненно, можно назвать статью 191 НКУ, которая претерпела ряд существенных изменений. Согласно последних новшеств, не являются объектом обложения НДС операции по:
- ввозу на таможенную территорию Украины, вывозу за пределы таможенной территории Украины независимо от избранного таможенного режима товаров, таможенная стоимость которых не превышает эквивалент 100 евро (пп. 196.1.16 НКУ);
- ввозу на таможенную территорию Украины в несопровождаемом багаже, в адрес одного получателя в одной депеше от одного отправителя в международных почтовых отправлениях, в адрес одного получателя в течение суток в международных экспресс - отправлениях товаров, суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 300 евро (пп.196.1.17 НКУ).
- ввозу на таможенную территорию Украины физическими лицами в ручной клади и / или в сопровождаемом багаже товаров (кроме подакцизных товаров и личных вещей), суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 1000 евро, через пункты пропуска через государственную границу Украины, которые открыты для воздушного сообщения;
- ввозу на таможенную территорию Украины физическими лицами в ручной клади и / или в сопровождаемом багаже товаров (кроме подакцизных товаров и личных вещей), суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 500 евро и суммарный вес которых не превышает 50 кг, через другие, чем открытые для воздушного сообщения, пункты пропуска через государственную границу Украины (пп. 196.1.18 НКУ).
Что «радует», не так давно вступил в действие Таможенный Кодекс Украины, но в него тоже уже вносятся изменения. Изменения коснулись:
- сроков и порядка временного ввоза гражданами-нерезидентами транспортных средств личного пользования на таможенную территорию Украины;
- правового регулирования по привлечению к административной ответственности за нарушение таможенных правил.
В статье рассмотрены не все изменения, которые введены Законом №4834 и Законом №4915. К примеру, кроме указанных выше нововведений, новшества коснулись почти всех местных налогов и сборов, экологического налога, платы за землю и сбора за специальное использование воды. Надеемся новшества по данным вопросам, мы сможем рассмотреть в отдельной публикации.
Подытоживая сказанное, хочется отметить, что Закон №4834 и Закон №4915 не заменяют и не повторяют друг друга, они вместе вносят поправки в действующий налоговый кодекс. Следует признать, что новшества с одной стороны положительные, с другой – мягко говоря «не совсем», с третьей – рождают новые недоработки, вопросы и еще раз вопросы. А по сему, видимо это не последняя и не предпоследняя поправка в кодекс.
Источник: buhuslugi.com.ua
Немає коментарів :
Дописати коментар