Актуальні новини:


понеділок, 27 лютого 2012 р.

Налоговые расходы без акта выполненных работ

Энергопоставляющая компания не выдает акт выполненных работ (предоставленных услуг) за потребленную энергию. Свой отказ в составлении акта она аргументирует тем, что счет выставляется по факту уже за потребленную энергию. Есть только налоговая накладная и счет. Могут ли налоговая накладная и счет служить основанием для подтверждения налоговых расходов?

Согласно п.138.2 ст.138 НКУ налоговые расходы должны быть подтверждены первичными документами и другими документами, установленными разделом II НКУ. Налоговая накладная и счет не являются первичными документами. В соответствии с п.201.6 ст.201 НКУ налоговая накладная — это налоговый документ, и предназначен он для учета показателей налога на добавленную стоимость. Подобного описания предназначения такого документа, как счет, в законодательстве не существует. Но при этом все понимают, что счет — это документ, который служит основанием для оплаты полученных товаров (работ, услуг) или осуществления предоплаты.

Таким образом, предназначение счета и налоговой накладной иное, нежели предназначение первичных документов, в которых регистрируются факты осуществленных хозяйственных операций. Первичные документы составляются в момент осуществления хозяйственной операции или после ее окончания. Таким документом является акт. А поскольку речь идет об уже поставленной и потребленной электроэнергии, в акте и должен быть зафиксирован факт поставки и потребления. Акт подписывается исполнителем и заказчиком (поставщиком и получателем) и является основанием для выписки счета и оплаты выполненной части договора. Отсюда следует, что счет выписывается за потребленную электроэнергию на основании акта.

Требование составления такого акта на потребленную электроэнергию установлено Правилами пользования электрической энергией, утвержденными постановлением НКРЭ Украины от 31.07.96 г. № 28 (в редакции постановления НКРЭУ от 22.08.2002 г. № 928). Так, приложением 3 к этим правилам утвержден Типовой договор на поставку электрической энергии. Пунктом 7.5 раздела 7 «Учет электрической энергии и порядок расчетов» Типового договора предусмотрено, что на основании показаний средств учета электрической энергии и условий приложения к договору «График снятия показаний средств учета электрической энергии» должен быть оформлен акт об использованной электрической энергии (акт приемки-передачи товарной продукции). 

Без сомнения, энергопоставляющая компания выполняет требования своих внутриотраслевых документов (речь идет о приказе, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины) и поставляет электроэнергию по договору. Значит, и на предприятии (в организации), которое потребляет электроэнергию, должен быть экземпляр договора на поставку электроэнергии, предусматривающего график снятия показаний средств учета электроэнергии и необходимость актирования этих показаний. Показания приборов учета электроэнергии обязательно актируются, иначе на основании каких данных выписываются счета? Иное дело, где хранятся такие акты и с какой периодичностью они составляются? 

С учетом приведенной информации, бухгалтеру необходимо согласовать с руководством своего предприятия (организации) вопрос о предоставлении акта о потребленной электроэнергии в бухгалтерию. А если график снятия показаний средств учета электроэнергии предусматривает периоды снятия показаний реже, нежели налоговый период, необходимо выйти с предложением к энергопоставляющей компании о пересмотре такого графика и предоставлении актов. С таким документом, как акт, вопрос подтверждения налоговых расходов станет однозначно решенным положительно. 

Наличие таких документов, как налоговая накладная и счет, судя по консультациям представителей ГНС в ЕБНЗ, не будет достаточным основанием для подтверждения налоговых расходов. Практически каждая консультация налоговиков заканчивается фразой об отражении в налоговом учете только тех расходов, которые подтверждены первичными документами. Очевидно, что налоговая накладная никогда не станет таким документом. А вот к счету стоит присмотреться повнимательнее. Он может оказаться комплексным документом и сочетать в себе две функции, то есть служить основанием для проведения оплаты и одновременно подтверждать факт осуществления хозяйственной операции (то есть быть первичным документом).

Галина КОВАЛЕНКО, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Источник: БУХГАЛТЕРИЯ

Похожие материалы:

Немає коментарів :