Как подается заявление
По «старым» правилам, установленным Указом № 727, субъекты предпринимательской деятельности, желающие применять упрощенную систему налогообложения в следующем году, не позднее, чем за 15 дней до его начала (в этом году — 16 декабря) должны подать в налоговую по месту госрегистрации соответствующее заявление. В то же время пп.«г» п.5 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 4014 устанавливает другой срок подачи заявления — 25 января 2012 года. Напомним, что Указ № 727 действует до конца текущего года. Следовательно, если формально выполнять требования рассматриваемых документов, то процедуру подачи заявления необходимо повторить дважды: сначала в срок, предусмотренный Указом, затем — Законом № 4014.
Подобная, на первый взгляд, абсурдная ситуация вполне объяснима. Законом № 4014 срок подачи заявления по сравнению с Указом продлен до 25 января только на переходный период (одноразово). В дальнейшем заявления должны подаваться в порядке и сроки, установленные пп.298.1.1—298.1.4 ст.298 НКУ. Поэтому, несмотря на наличие специального «переходного» срока, нелишним будет получить соответствующее разъяснение от налоговиков о том, стоит ли подавать «старое» заявление до 16 декабря текущего года.
Как следует из содержания статьи 298 Кодекса, форма и порядок подачи заявления устанавливаются Минфином. Однако пока они не разработаны. Если форма заявления не появится до 25 января 2012 года, рекомендуем составить его в произвольной форме, включив в него следующий перечень обязательных сведений, предусмотренный п.298.3 ст.298 НКУ.
Пункт 298.3 ст.298 НКУ (извлечение)
1) наименование субъекта хозяйствования, код по ЕГРПОУ (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество физического лица — предпринимателя, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (идентификационный номер) либо серия и номер паспорта (для физических лиц, которые в силу своих религиозных убеждений в установленном порядке отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика);
2) данные документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица или физического лица — предпринимателя в соответствии с законом;
3) налоговый адрес субъекта хозяйствования;
4) место осуществления хозяйственной деятельности;
5) избранные физическим лицом — предпринимателем виды хозяйственной деятельности согласно КВЭД ДК 009:2005, при осуществлении производства — также производимые им виды товара (продукции);
6) избранные субъектами хозяйствования ставки единого налога или изменение ставки;
7) количество лиц, одновременно состоящих с физическим лицом — предпринимателем в трудовых отношениях, и среднеучетная численность работников у юридического лица;
8) дата (период) избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения.
Как видно из приведенного перечня, в заявлении не указывается один из важных критериев работы по упрощенной системе — объем дохода. Что касается этого показателя в свете перехода на новую упрощенную систему, то отметим следующее.
Для определения объема дохода, дающего право на применение упрощенной системы налогообложения в 2012 году, субъектами хозяйствования, которые не были плательщиками единого или фиксированного налога, доход от осуществления хозяйственной деятельности, полученный в 2011 году, пересчитывается с учетом норм ст.292 НКУ, устанавливающей порядок определения доходов и их состав. Это требование пп.«г» п.5 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 4014 не распространяется на субъектов хозяйствования, которые были плательщиками единого налога в соответствии с Указом № 727 или фиксированного налога в соответствии с разделом IV Декрета № 13-923.
Следовательно, можно предположить, что данные об их доходах налоговики возьмут из соответствующих годовых отчетов. Форму расчета дохода за предыдущий календарный год, предшествующий году перехода на упрощенную систему налогообложения, также должен утвердить Минфин.
Согласно пп.291.5.8 ст.291 НКУ «субъекты хозяйствования, которые на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога имеют налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств)» не могут быть плательщиками единого налога. Это означает, что подавать заявление в этом случае имеет смысл после погашения налогового долга.
Данное обстоятельство должны учитывать плательщики единого налога — физлица, превысившие в 2011 году предельный объем дохода (500 тыс. грн.) и лишившиеся права работать на упрощенной системе. По действующему правилу с суммы превышения они должны уплатить налог на доходы физлиц и перейти на обычную систему налогообложения. В большинстве своем они желают вернуться на уплату единого налога. Для восстановления утраченного статуса плательщика единого налога они должны до 25 января 2012 года подать заявление, предварительно уплатив упомянутый налог.
По нормам Указа для получения свидетельства, дающего право работать на едином налоге в следующем календарном году, плательщики единого налога — физлица в обязательном порядке до 20 декабря уплачивали аванс по единому налогу фактически за январь следующего года. Как же быть в этом году? Ведь аванс уплачивался за право работать на упрощенной системе по правилам, установленным Указом, нормы которого в следующем году уже не действуют. И по логике платить его уже не нужно. Более того, это теоретически невозможно, поскольку сумма старого налога не совпадает с суммами единого налога, которые будут выплачиваться в 2012 году.
В следующем году плательщики единого налога первой и второй групп, которым установлены фиксированные ставки, будут уплачивать налог авансом в срок не позднее 20 числа текущего месяца. Иными словами, январский аванс уплачивается не позднее 20 января 2012 года. Допускается уплата налога авансом не только месячным платежом, но и в виде авансового взноса за весь налоговый (отчетный) период (квартал, год), но не более чем до конца текущего отчетного года. Самостоятельно начислить сумму аванса налогоплательщики первой и второй групп не могут. Обязанность по начислению авансовых взносов для плательщиков единого налога первой и второй групп возложена на органы государственной налоговой службы на основании заявления плательщиков единого налога о размере избранной ставки единого налога. И здесь возникает проблема: для уплаты аванса в срок до 20 января его нужно начислить на основании заявления, которое подается налогоплательщиком в срок до 25 января. К счастью, она решается довольно легко — путем подачи заявления в более ранний срок, что позволит обеспечить своевременную уплату аванса. Осторожные налогоплательщики могут попытаться подать заявление до 16 декабря.
Выбор налогового статуса
Выбор ставки единого налога — ключевой вопрос, который решает субъект хозяйствования, планирующий работать на упрощенной системе в 2012 году. И здесь важно понимать, насколько такой субъект хозяйствования свободен в определении налогового статуса и какие ограничения при этом нужно учитывать.
Возможность изменения налогового статуса по решению самого налогоплательщика в Кодексе предусмотрена. Об этом идет речь в подпункте 296.5.1 ст.296 НКУ. В нем говорится, в частности, об обязанности плательщика единого налога первой группы представлять в орган государственной налоговой службы налоговую декларацию в сроки, установленные для квартального налогового (отчетного) периода, в случае «самостоятельного принятия решения о переходе на уплату налога по ставкам, установленным для плательщиков единого налога второй или третьей группы». Но, к сожалению, это положение распространяется только на плательщиков первой группы, которые уже зарегистрированы и работают в таком статусе, а не на претендентов на его получение. Формальное подтверждение возможности выбора налогового статуса имеется в заявлении, в шестом пункте которого содержится информация обизбранных субъектами хозяйствования ставках единого налога.
Однако прямой однозначно сформулированной нормы по рассматриваемому вопросу в Кодексе нет. И по информации предпринимателей, желающих расширить свой бизнес в 2012 году, возможность такого перехода налоговики воспринимают неоднозначно. По нашему мнению, изменение налогового статуса предпринимателя путем перехода из «нижней» группы плательщика единого налога в «высшую» на стадии регистрации вполне возможно, поскольку, во-первых, при этом не нарушаются никакие нормы Кодекса, во-вторых, государство, ничем при этом не рискуя и ничего не вкладывая, получит дополнительные налоговые поступления.
Если же предположить, что такие переходы не допускаются, тогда можно воспользоваться вышерассмотренным способом, потеряв при этом время. Наихудший способ перехода в нужную группу предусмотрен п.293.8 ст.293 НКУ. Но, во-первых, он не добровольный и, во-вторых, связан с финансовыми потерями. Смысл его состоит в следующем. Плательщики первой и второй групп могут и обязаны перейти в «высшие» группы (вторую и третью соответственно), превысив объемы дохода, установленные для своих групп. Цена такого перехода — уплата дополнительного налога по ставке 15% от суммы превышения.
Несколько слов о возможности перехода в «низшую» группу. Реально такая потребность у субъектов хозяйствования может возникнуть в связи с ожидаемым снижением доходности их бизнеса. Однако вероятность такого перехода весьма низка, поскольку он сопровождается уменьшением налоговых поступлений и почти наверняка будет воспринят налоговыми органами как попытка уклонения от налогообложения.
Отметим также, что вновь созданные субъекты хозяйствования, как физические, так и юридические лица, могут выбрать любые возможные ставки единого налога как с НДС, так и без НДС4.
Похожие материалы:
По «старым» правилам, установленным Указом № 727, субъекты предпринимательской деятельности, желающие применять упрощенную систему налогообложения в следующем году, не позднее, чем за 15 дней до его начала (в этом году — 16 декабря) должны подать в налоговую по месту госрегистрации соответствующее заявление. В то же время пп.«г» п.5 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 4014 устанавливает другой срок подачи заявления — 25 января 2012 года. Напомним, что Указ № 727 действует до конца текущего года. Следовательно, если формально выполнять требования рассматриваемых документов, то процедуру подачи заявления необходимо повторить дважды: сначала в срок, предусмотренный Указом, затем — Законом № 4014.
Подобная, на первый взгляд, абсурдная ситуация вполне объяснима. Законом № 4014 срок подачи заявления по сравнению с Указом продлен до 25 января только на переходный период (одноразово). В дальнейшем заявления должны подаваться в порядке и сроки, установленные пп.298.1.1—298.1.4 ст.298 НКУ. Поэтому, несмотря на наличие специального «переходного» срока, нелишним будет получить соответствующее разъяснение от налоговиков о том, стоит ли подавать «старое» заявление до 16 декабря текущего года.
Как следует из содержания статьи 298 Кодекса, форма и порядок подачи заявления устанавливаются Минфином. Однако пока они не разработаны. Если форма заявления не появится до 25 января 2012 года, рекомендуем составить его в произвольной форме, включив в него следующий перечень обязательных сведений, предусмотренный п.298.3 ст.298 НКУ.
Пункт 298.3 ст.298 НКУ (извлечение)
1) наименование субъекта хозяйствования, код по ЕГРПОУ (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество физического лица — предпринимателя, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (идентификационный номер) либо серия и номер паспорта (для физических лиц, которые в силу своих религиозных убеждений в установленном порядке отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика);
2) данные документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица или физического лица — предпринимателя в соответствии с законом;
3) налоговый адрес субъекта хозяйствования;
4) место осуществления хозяйственной деятельности;
5) избранные физическим лицом — предпринимателем виды хозяйственной деятельности согласно КВЭД ДК 009:2005, при осуществлении производства — также производимые им виды товара (продукции);
6) избранные субъектами хозяйствования ставки единого налога или изменение ставки;
7) количество лиц, одновременно состоящих с физическим лицом — предпринимателем в трудовых отношениях, и среднеучетная численность работников у юридического лица;
8) дата (период) избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения.
Как видно из приведенного перечня, в заявлении не указывается один из важных критериев работы по упрощенной системе — объем дохода. Что касается этого показателя в свете перехода на новую упрощенную систему, то отметим следующее.
Для определения объема дохода, дающего право на применение упрощенной системы налогообложения в 2012 году, субъектами хозяйствования, которые не были плательщиками единого или фиксированного налога, доход от осуществления хозяйственной деятельности, полученный в 2011 году, пересчитывается с учетом норм ст.292 НКУ, устанавливающей порядок определения доходов и их состав. Это требование пп.«г» п.5 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 4014 не распространяется на субъектов хозяйствования, которые были плательщиками единого налога в соответствии с Указом № 727 или фиксированного налога в соответствии с разделом IV Декрета № 13-923.
Следовательно, можно предположить, что данные об их доходах налоговики возьмут из соответствующих годовых отчетов. Форму расчета дохода за предыдущий календарный год, предшествующий году перехода на упрощенную систему налогообложения, также должен утвердить Минфин.
Согласно пп.291.5.8 ст.291 НКУ «субъекты хозяйствования, которые на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога имеют налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств)» не могут быть плательщиками единого налога. Это означает, что подавать заявление в этом случае имеет смысл после погашения налогового долга.
Данное обстоятельство должны учитывать плательщики единого налога — физлица, превысившие в 2011 году предельный объем дохода (500 тыс. грн.) и лишившиеся права работать на упрощенной системе. По действующему правилу с суммы превышения они должны уплатить налог на доходы физлиц и перейти на обычную систему налогообложения. В большинстве своем они желают вернуться на уплату единого налога. Для восстановления утраченного статуса плательщика единого налога они должны до 25 января 2012 года подать заявление, предварительно уплатив упомянутый налог.
По нормам Указа для получения свидетельства, дающего право работать на едином налоге в следующем календарном году, плательщики единого налога — физлица в обязательном порядке до 20 декабря уплачивали аванс по единому налогу фактически за январь следующего года. Как же быть в этом году? Ведь аванс уплачивался за право работать на упрощенной системе по правилам, установленным Указом, нормы которого в следующем году уже не действуют. И по логике платить его уже не нужно. Более того, это теоретически невозможно, поскольку сумма старого налога не совпадает с суммами единого налога, которые будут выплачиваться в 2012 году.
В следующем году плательщики единого налога первой и второй групп, которым установлены фиксированные ставки, будут уплачивать налог авансом в срок не позднее 20 числа текущего месяца. Иными словами, январский аванс уплачивается не позднее 20 января 2012 года. Допускается уплата налога авансом не только месячным платежом, но и в виде авансового взноса за весь налоговый (отчетный) период (квартал, год), но не более чем до конца текущего отчетного года. Самостоятельно начислить сумму аванса налогоплательщики первой и второй групп не могут. Обязанность по начислению авансовых взносов для плательщиков единого налога первой и второй групп возложена на органы государственной налоговой службы на основании заявления плательщиков единого налога о размере избранной ставки единого налога. И здесь возникает проблема: для уплаты аванса в срок до 20 января его нужно начислить на основании заявления, которое подается налогоплательщиком в срок до 25 января. К счастью, она решается довольно легко — путем подачи заявления в более ранний срок, что позволит обеспечить своевременную уплату аванса. Осторожные налогоплательщики могут попытаться подать заявление до 16 декабря.
Выбор налогового статуса
Выбор ставки единого налога — ключевой вопрос, который решает субъект хозяйствования, планирующий работать на упрощенной системе в 2012 году. И здесь важно понимать, насколько такой субъект хозяйствования свободен в определении налогового статуса и какие ограничения при этом нужно учитывать.
Возможность изменения налогового статуса по решению самого налогоплательщика в Кодексе предусмотрена. Об этом идет речь в подпункте 296.5.1 ст.296 НКУ. В нем говорится, в частности, об обязанности плательщика единого налога первой группы представлять в орган государственной налоговой службы налоговую декларацию в сроки, установленные для квартального налогового (отчетного) периода, в случае «самостоятельного принятия решения о переходе на уплату налога по ставкам, установленным для плательщиков единого налога второй или третьей группы». Но, к сожалению, это положение распространяется только на плательщиков первой группы, которые уже зарегистрированы и работают в таком статусе, а не на претендентов на его получение. Формальное подтверждение возможности выбора налогового статуса имеется в заявлении, в шестом пункте которого содержится информация обизбранных субъектами хозяйствования ставках единого налога.
Однако прямой однозначно сформулированной нормы по рассматриваемому вопросу в Кодексе нет. И по информации предпринимателей, желающих расширить свой бизнес в 2012 году, возможность такого перехода налоговики воспринимают неоднозначно. По нашему мнению, изменение налогового статуса предпринимателя путем перехода из «нижней» группы плательщика единого налога в «высшую» на стадии регистрации вполне возможно, поскольку, во-первых, при этом не нарушаются никакие нормы Кодекса, во-вторых, государство, ничем при этом не рискуя и ничего не вкладывая, получит дополнительные налоговые поступления.
Если же предположить, что такие переходы не допускаются, тогда можно воспользоваться вышерассмотренным способом, потеряв при этом время. Наихудший способ перехода в нужную группу предусмотрен п.293.8 ст.293 НКУ. Но, во-первых, он не добровольный и, во-вторых, связан с финансовыми потерями. Смысл его состоит в следующем. Плательщики первой и второй групп могут и обязаны перейти в «высшие» группы (вторую и третью соответственно), превысив объемы дохода, установленные для своих групп. Цена такого перехода — уплата дополнительного налога по ставке 15% от суммы превышения.
Несколько слов о возможности перехода в «низшую» группу. Реально такая потребность у субъектов хозяйствования может возникнуть в связи с ожидаемым снижением доходности их бизнеса. Однако вероятность такого перехода весьма низка, поскольку он сопровождается уменьшением налоговых поступлений и почти наверняка будет воспринят налоговыми органами как попытка уклонения от налогообложения.
Отметим также, что вновь созданные субъекты хозяйствования, как физические, так и юридические лица, могут выбрать любые возможные ставки единого налога как с НДС, так и без НДС4.
Источник: www.buhgalteria.com.ua
Немає коментарів :
Дописати коментар